menu Меню
Велосипедные города в России — несбыточная мечта?
Несмотря на то, что «в России слишком холодно», уже есть города, которые пошли путём велосипедизации
Татьяна Иванникова Блог
20/09/2018 8 минут
Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

Многие до сих пор думают, что велосипед — это только спорт и поездки по паркам. Развитие велосипедного транспорта они считают бесполезными фантазиями.

Отговорок много: от «в России слишком холодно» до «велосипеды для нищебродов». Но пока одни объясняют, почему это невозможно, другие воплощают мечты в жизнь. Проблем, конечно, много, но даже в нашей стране уже есть города, которые пошли путём велосипедизации.

Москва, Никитский бульвар

По данным опроса Greenpeace, россияне недовольны развитием велоинфраструктуры: из 55 городов, жители которых участвовали в исследовании, более половины опрошенных положительно или нейтрально оценили удобство веломаршрутов лишь в четырёх городах, а их безопасность — в семи. Протяжённость, доступность и связность веломаршрутов получили ещё меньше одобрительных оценок.

Greenpeace также попросил городские власти рассказать, какие меры они принимают, чтобы снизить загрязнение воздуха. Среди возможных вариантов было и развитие велоинфраструктуры. Ответы пришли из 43 городов, из которых лишь 18 перечислили меры по развитию экологичного транспорта. Правда, и в некоторых из этих 18 городов администрации верят в мифы о некомфортных климатических условиях, недостаточных технических возможностях, дефиците территории для создания велодорожек.

К тому, что на велосипеде можно ездить по городу не только для развлечения, постепенно приходит Москва, где уже были приняты меры по развитию велосипедной инфраструктуры. Сейчас в Москве построено 230 км велосипедных полос и дорожек: 90 км на улично-дорожной сети и 140 км — в парках. Кроме того, велоинфраструктура столицы включает 1867 парковок на 11 656 мест и 430 станций велопроката с 4300 велосипедами.

На портале мэра Москвы указана другая протяжённость велосипедной сети — 773 км. За велодорожки здесь выдают выделенные полосы для общественного транспорта — ПДД разрешают велосипедистам двигаться по ним с 2015 года. Но отношение к «выделенкам» у велосипедистов неоднозначное. С одной стороны, это делает их передвижение более удобным, особенно на улицах с односторонним движением, где движение по «выделенке» идёт против потока. С другой — по «выделенкам» со своей обычной скоростью движутся автобусы и такси, которые велосипедисты воспринимают как опасность. За рубежом на выделенных полосах, где допускается велосипедное движение, скорость моторизованного транспорта ограничена.

Сайт Веломосква

Сейчас развитие велоинфраструктуры в Москве поставили на паузу: сеть велодорожек перестали расширять, а существующую — не улучшают, хотя её качество оставляет желать лучшего. Из-за ошибок при планировании сеть велодорожек получилась несвязной и кучной. Есть и «культурные» проблемы — автомобилисты безнаказанно паркуют свои автомобили на велополосах.

Городская среда с большим количеством подземных переходов, тоннелей, изрезанная железнодорожными путями, враждебна для велосипедистов. Это подтверждает серия интервью с жителями Москвы:

«Бульварное не очень комфортно, паркуются на велополосах, нервничаешь», — Олег, 23 года.

«На велодорожке чувствуешь себя незащищённым. На тротуаре можешь предвидеть поведение пешеходов, а на велодорожку они могут неожиданно выскочить, у людей нет привычки, что там свои правила», — Ирина, 27 лет.

«Не хватает велодорожек из спальных районов в центр, например, на Варшавском шоссе можно что-то придумать обособленное, как на Неглинной, и вдоль других магистралей — Ленинского проспекта, к примеру», — Пётр, 30 лет.

Санкт-Петербург также выходит на путь велосипедизации. Потенциал для развития сети велосипедных маршрутов здесь большой: по данным Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, 34 % поездок на личном автомобиле и 46 % поездок на метро совершаются на расстояния менее 10 км, а значит их можно легко заменить на велосипедные.

В рамках проекта «Велосипедный Петербург» к 2020 году доля велосипедистов в дорожном трафике должна достичь 5 %. Для этого планируется увеличить протяжённость сети велодорожек до 201,2 км (сейчас 81 км), создать парковки для длительного хранения велосипедов у станций метро и вокзалов, а также увеличить количество велосипедов в системе городского велопроката до 1500 (сейчас 366).

Велодорожки в Санкт-Петербурге на Яндекс.Картах

«В наших планах строить по 40 километров велодорожек в год. Если мы сохраним такой темп, то уже через 10 лет в Петербурге появится единая сеть, покрывающая основные маршруты — велосипедный каркас города», — отмечает советник вице-губернатора Санкт-Петербурга по велотранспорту Дарья Табачникова.

«Мы стараемся подключать общественность на всех этапах создания велоинфраструктуры: на этапе планирования мы учитываем предложения граждан, проводим общественные слушания во всех районах, на этапе проектирования и строительства привлекаем общественников, проводим рейды по велосополосам, проверяем качество и безопасность», — говорит Дарья.

Как и в Москве, прежде чем расширять велосипедную сеть в Петербурге, стоит решить проблемы, с которыми сталкиваются пользователи уже существующей инфраструктуры. К примеру, то, что за зиму разметка стирается, а на велополосах паркуются автомобили. Местные СМИ и соцсети велосообществ пестрят новостями об избиении велосипедистов, сделавших замечание водителю, который припарковал свой автомобиль на велодорожке.

Но главная проблема, по словам Дарьи, заключается в том, что у городской власти нет чётко сформулированной позиции — велосипедизацию тормозит множество запретов со стороны разных инстанций, среди которых Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству и другие. Особенно сложно согласования проходят в историческом центре. Поэтому сейчас важно разработать единую схему развития велосипедной сети на 10 лет вперёд, в которой каждый участок сети будет согласован заранее.

 

Примером для других российских городов может служить Альметьевск, велосипедную инфраструктуру для которого планировало датское бюро Copenhagenize Design Company. До запуска программы велосипедизации в городе было всего 4 км велодорожек, из которых 3,1 км — в парках. За 2016 год построили ещё 50 км велодорожек, связанных в единую сетью, а у «точек притяжения» появились парковки. За 2017 год протяжённость велодорожек возросла до 83 км, а к 2020 году планируется расширить сеть до 200 км. Велоинфраструктуру в Альметьевске развивают по инициативе администрации города, но при этом советуются с горожанами: основу для решений формируют результаты соцопросов.

Помимо велодорожек, в Альметьевске есть наклонные урны для велосипедистов, специальные поручни на перекрёстках, а также счётчик велосипедистов. © LetsBikeIt

В других городах велосипедизация пока буксует: их властям не хватает политической воли, чтобы признать велосипед полноценным видом транспорта и включить его в программы развития транспортной системы.

В Екатеринбурге протяжённость велодорожек сейчас составляет около 20 км и нет велопроката. Элементы велоинфраструктуры входят в проекты реконструкции улиц, то есть их смогут построить только в составе других проектов. Так, в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу были реализованы проекты реконструкции улиц с учетом создания велодорожек на проспекте Ленина, улице Татищева и в Академическом районе. Правда, по словам урбаниста Владимира Злоказова, велодорожки спроектированы не лучшим образом — в будущем эти ошибки придется исправлять. Развитию велоинфраструктуры в Екатеринбурге мешает отсутствие диалога между городскими властями и велосипедным сообществом.

Казань, где в 2013 году раньше других российских городов появилась система общественного проката (сейчас в ней 120 велосипедов), других велосипедных достижений не имеет. Существующая велоинфраструктура состоит из небольшого кольца в центре и двух велодорожек в скверах, общая протяжённость которых составляет всего 4,8 км.

При этом Казань является пилотным проектом программы развития ООН «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России», в рамках которого был проведён тендер на разработку велодорожек. Проект включили в план развития городской велосети. Если он будет реализован, велосеть должна расшириться до 136,5 км.

Также в этой программе участвует Калининград. Это единственный город в России, в генеральный план которого внесена схема развития велосипедной сети — 160 км до 2035 года. Пока что в Калининграде всего 23 км велодорожек и тоже нет городского проката.

Российские города отличаются довольно активными велосипедными сообществами. Правда, добиться своего им удаётся не всегда. Например, активисты «ВелоСамары», одного из крупнейших в регионе велосообществ, безуспешно предлагают не тратить деньги на разметку 3,5 км велодорожки по набережной Волги, где всегда гуляют люди, а установить знак «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением» и уделить больше внимания другим улицам города.

К Чемпионату мира самарские власти проложили ещё около 25 км велодорожек Московскому шоссе и Ново-Садовой улице, но они сначала идут под одной стороне дороги, а потом по другой, из-за чего чаще происходят ДТП. Не соответствует ГОСТу и ширина велодорожек: на них с трудом разъезжаются два велосипедиста.

Велодорожка на набережной Самары. Фото © Валерий Тихонин

«ВелоВоронеж», объединение всех велосипедных сообществ для совместного преобразования города, готовит проекты создания элементов велосипедной инфраструктуры в городе. Существующие велодорожки протяжённостью 8,6 км в основном расположены в парках и на тротуарах, которые редко оборудованы пандусом на пересечениях улиц. В городе постепенно появляются велопарковки, но чаще всего это инициатива местного бизнеса. На предложения велосообщества создать велополосы в конкретных местах власти пока отказывают. При этом в планах администрации есть пункты по развитию велоинфраструктуры, но с привлечением внебюджетных средств.

Ситуация во многих российских городах очень похожа: есть развитое велосообщество и высокий спрос на инфраструктуру, но властям эта тема неинтересна и они не ведут диалог с городским сообществом. Велоинфраструктура состоит из разрозненных кусков, плохо обслуживается и часто конкурирует за пространство с пешеходной инфраструктурой.

Но первые шаги в нужном направлении уже сделаны. Нужно лишь довершить начатое — и, велосипеды станут важной частью транспортной системы, которая избавит наши города от вредных выбросов личных автомобилей.

чистый воздух

Интересные публикации

Что такое «чёрное небо»
Режим «чёрного неба» или неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) — это период, когда загрязняющие вещества в воздухе городов…
Оксана Илюшина 27/02/2020
Как увидеть загрязнение воздуха
В феврале российское отделение Greenpeace России предложило всем желающим принять участие во флешмобе, который поможет…
Анна Косниковская 21/02/2020
«Вы мне нужны как России меры»
14 февраля активисты поздравили Роспотребнадзор с Днём всех влюблённых и пожелали жителям России чистого воздуха…
Анна Косниковская 16/02/2020
«У нас нет варианта ничего не делать»
Анна Щёкина. Журналист, гражданский активист, мама. Выбирая квартиру, мы с мужем искали экологически чистый район.…
Анна Косниковская 10/02/2020
Воздух, климат, полтора градуса
По версии Оксфордского словаря, «climate emergency» стало главным словосочетанием 2019 года. Об изменении климата и его последствиях…
Анна Косниковская 04/02/2020

Инструкции

Как заставить власти сделать воздух чище
В вашем городе трудно дышать? Источники загрязнения воздуха могут быть разными: свалки, заводы, автомагистрали. В…
Константин Фомин 22/04/2019

Назад Дальше

keyboard_arrow_up