читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Наше расследование началось, когда мы увидели, что станции «Мосэкомониторинга» фиксировали превышения разовой предельно допустимой концентрации (ПДК) сероводорода ежедневно с 17 августа по 6 сентября (кроме 22 августа). Если превышена разовая ПДК — значит загрязнение воздуха может вызывать рефлекторную реакцию: например, головокружение или тошноту.
Внимательно изучив данные «Мосэкомониторинга» за эти дни, мы заметили чёткую периодичность: ночью концентрация увеличивалась в разы, иногда пятикратно превышая ПДК, а днём как будто ничего и не было. Ситуацию обостряло то, что стояла жаркая погода, и люди, которые открывали на ночь окна, вдыхали сероводородный аромат столицы. Наиболее чёткую цикличность мы увидели на станциях вблизи Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ) в районе Капотня — одного из потенциальных источников выбросов сероводорода в столице.
Мы решили узнать, как власти решают эту проблему, и отправили запросы мэру Москвы и руководителям московского управления Роспотребнадзора и управления Росприроднадзора по Центральному федеральному округу. Нас интересовало, проводили ли ведомства внеплановую проверку МНПЗ в течение этих трёх недель. Если же проверки не выявили нарушений, мы просили объяснить, с чем связаны превышения ПДК сероводорода.
Росприроднадзор по ЦФО сообщил, что переслал обращение Greenpeace в управление Роспотребнадзора по Московской области. Почему он так поступил — остаётся загадкой, ведь МНПЗ находится в черте города. Впрочем, нам очень любопытно, что же ответит областной Роспотребнадзор.
Также ведомство добавило, что по результатам многочисленных проверок МНПЗ «фактов наличия резервуаров для хранения сероводорода на предприятии не установлено и хранение сероводорода на предприятии не предусмотрено технологическим процессом». Но на самом деле сероводород — это побочный продукт нефтепереработки, а выбросы этого газа не раз фиксировались контрольными органами.
Письмо мэру Москвы переадресовали в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ДПиООС). Заместитель руководителя департамента ответила, что МНПЗ подлежит федеральному уровню экологического надзора, поэтому они перенаправили обращение в Росприроднадзор по ЦФО.
Кроме того, ДПиООС пояснил, что цикличность выбросов с 17 августа по 6 сентября связана с погодными условиями: ночью и утром выбросы хуже рассеивались из-за слабого ветра и инверсии температуры, при этом в дневные часы они рассеивались намного лучше.
Однако неблагоприятные метеоусловия — не повод нарушать санитарно-эпидемиологическое законодательство, что бы ни было источником выбросов. Именно в это время ведомства, которые отвечают за информирование и защиту здоровья людей, должны быть особенно внимательны.
Позже Департамент природопользования сообщил нам, что они так и не получили ответ от Департамента Росприроднадзора по ЦФО и «согласно сайту Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФГИС “Единый реестр проверок” внеплановая проверка АО «Газпромнефть — МНПЗ» в период с 17 августа по 6 сентября 2018 года не проводилась».
Московское управление Роспотребнадзора сообщило, что «на 45 маршрутных постах ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве” еженедельно проводится санитарно-гигиенический мониторинг за состоянием атмосферного воздуха», а пресс-релизы с результатами исследований публикуются раз в неделю на официальном сайте управления. С августа по октябрь эти 45 постов ни разу не обнаружили превышений разовых ПДК — что не удивительно, если они проводили измерения всего раз в неделю.
Относительно МНПЗ управление сообщило, что оно проводило плановую проверку предприятия в марте 2018 года и не зафиксировало превышений. На вопросы о внеплановой проверке МНПЗ и причинах превышений по сероводороду, которые зафиксировали станции «Мосэкомониторинга», управление Роспотребнадзора по Москве не ответило.
Мы отправили в ведомство ещё одно письмо, чтобы разобраться, как Роспотребнадзор следит за соблюдением гигиенических нормативов, которые также устанавливают среднесуточную предельно допустимую концентрацию в атмосферном воздухе населённых пунктов. Ведь в предыдущем письме они ответили, что измерения ведутся всего раз в неделю.
Превышения ПДК сероводорода, которые зафиксировал «Мосэкомониторинг» — это нарушение гигиенических нормативов, санитарных правил и, в конечном счёте, федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Органы государственной власти, обязаны добиваться того, чтобы качество воздуха отвечало санитарным правилам вне зависимости от погодных условий. Однако контролирующие ведомства никак не среагировали на опасное загрязнение воздуха в городе, где живут миллионы людей.
Возможно, тут нет никакого заговора и злого умысла, а дело в несогласованной работе разных ведомств. Но эту ситуацию в любом случае нужно срочно исправить, и у Greenpeace есть конкретное предложение, как это можно сделать.
По закону Роспотребнадзор обязан информировать граждан о качестве воздуха и его влиянии на здоровье. Это необходимо, чтобы снизить загрязнение воздуха от стационарных и передвижных источников.
Если у московского управления Роспотребнадзора по каким-то причинам нет технической возможности измерять уровень загрязнения воздуха чаще, чем раз в неделю, он может использовать данные, которые «Мосэкомониторинг» публикует практически в реальном времени.
Здоровью миллионов людей не должна угрожать опасность только из-за того, что бюрократическая машина слишком неповоротлива. Мы хотим исправить это и добиться того, чтобы Роспотребнадзор публиковал данные о загрязнении воздуха оперативно и в полном объёме в онлайн-режиме — и в Москве, и по всей стране.
В понедельник федеральный Роспотребнадзор ответил на требование Greenpeace, которое сейчас поддержали уже более 17 000 граждан. Ведомство заявило, что «выражает готовность к конструктивному обсуждению инициатив, разработанных в рамках правового поля Российской Федерации». Мы благодарны за такую реакцию и надеемся, что это обсуждение скоро состоится и Роспотребнадзор выполнит требование тысяч людей.