menu Меню
Как ограничат въезд самых неэкологичных машин в Москве и Петербурге?
Константин Фомин Василий Яблоков Блог
06/02/2019 5 минут
Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

Что такое «зоны с ограничением въезда транспортных средств низкого экологического класса»?

В большинстве крупных российских городов основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт. Один из самых эффективных способов решения этой проблемы — ограничения на въезд в некоторые части города для самых неэкологичных машин. В июле 2018 года вступили в силу поправки в правила дорожного движения, которые позволяют ограничить въезд в отдельные городские зоны машин ниже определённого класса «Евро». На границах этих зон должны быть установлены соответствующие знаки, а фиксировать нарушителей будут видеокамеры.

Говорят, что такие зоны появятся в Москве и Петербурге. Кто принял такое решение?

В начале декабря 2018 года Президентский Совет по правам человека передал Владимиру Путину письмо, в котором предлагалось дать правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ поручения для введения зон с ограничением въезда транспортных средств низкого экологического класса: определить их границы, внести изменения в ГОСТ по установке знаков, наладить видеоконтроль и так далее.

В конце декабря Путин поручил рассмотреть эти предложения председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву и мэру Москвы Сергею Собянину. 23 января вице-премьер Максим Акимов поручил правительству Москвы и Санкт-Петербурга вместе с Минтрансом, МВД, Минпромторгом и Минприроды до 4 марта проработать и представить «дорожную карту» введения с ограничением въезда транспортных средств низкого экологического класса в этих городах.

Почему Совет по правам человека выдвинул эти предложения?

Граждане посылают в СПЧ очень много жалоб на загрязнение воздуха. Эксперты Совета проанализировали ситуацию и выяснили, что кроме конкретных случаев, которые связаны с заводами, угольными ТЭС, свалками и другими источниками, основным источником загрязнения воздуха в большинстве крупных российских городов является автотранспорт. Исследования ряда отечественных институтов, в том числе «НИИ Атмосфера» и НИИАТ, показали, что ограничение использования транспорта низких экологических классов может значительно улучшить ситуацию с уровнем загрязнения воздуха в крупных городах.

Что именно СПЧ предлагает ограничить и что это даст?

СПЧ предлагает ограничить въезд автотранспорта экологических классов «0», «1», «2» и «3» на определённые территории городов. Эксперты считают такие зоны самой эффективной мерой по снижению загрязнения воздуха автомобилями. Однако для того, чтобы ограничения были эффективными, необходимо развитие альтернативных видов мобильности, включая общественный транспорт и велоинфраструктуру. Если меры будут вводить комплексно, к 2030 году загрязнение воздуха может снизиться на треть. Это поможет значительно уменьшить уровень заболеваемости и смертности от загрязнения воздуха.

Где должны быть введены такие зоны?

Зоны должны охватить как спальные районы с плотной застройкой, так районы с высоким уровнем загрязнения воздуха (например, в центре города и в промышленных узлах).

В Москве введение может быть постепенным и начинаться с центра, например, Садового кольца, затем — ТТК и МКАД. Однако уже в ближайшее время зоны обязательно должны последовательно расширяться на все проблемные районы. В Петербурге зоны также нужно постепенно вводить в тех районах, где наблюдается повышенное загрязнение воздуха (за основу можно брать материалы сводных расчётов по загрязнению воздуха, сделанных в 2015 году).

Что мешает ввести такие зоны прямо сейчас?

Чтобы на границах зон можно было устанавливать дорожные знаки, нужно обновить соответствующий ГОСТ. Также необходимо проработать вопрос по учёту машин, у которых в свидетельстве регистрации транспортного средства не указан экологический класс. Новыми поправками в ПДД с 2021 года в любом случае предусмотрен запрет на въезд в такие зоны автомобилей без записи об экологическом классе в свидетельстве регистрации. Временной мерой может быть ограничение на въезд автомобилей, произведённых до 2006 года (год введения стандарта «Евро-4» в ЕС).

А как же другие города, кроме Москвы и Петербурга?

Москва и Петербург — самые густонаселённые города нашей страны, но такие ограничения нужно последовательно вводить и в других крупных городах России. В подавляющем большинстве крупных городов именно автотранспорт является основным источником загрязнения, поэтому такие меры приведут к значительному снижению вредных выбросов. В 2018 году российское отделение Greenpeace отправило письма в администрации 77 городов. 11 из них ответили, что они готовы ввести зоны с ограничением въезда транспортных средств низкого экологического классы, когда появятся ГОСТы на установку соответствующих знаков.

Но ведь такие зоны — это социальная несправедливость по отношению к малообеспеченным автовладельцам?

Говоря о социальной справедливости, нужно понимать, что есть большое количество людей, достаток которых вообще не позволяет им купить личный автомобиль. По данным Всемирной организации здравоохранения именно самые малообеспеченные граждане сильнее всего страдают от загрязнения воздуха.

При этом очевидно, что любые ограничения на использование личных машин могут быть справедливыми только в том случае, если у людей есть хорошие альтернативы для передвижения по городу: современный, удобный общественный транспорт, каршеринг, развитая велоинфраструктура. Они помогают уменьшить необходимость поездок на личном автотранспорте, и, с учётом роста цен на топливо, парковку и страховку, могут помочь малообеспеченным гражданам сильно сэкономить. Для отдельных групп граждан — к примеру, инвалидов, могут быть предоставлены дополнительные льготы.

А есть ли примеры таких зон за рубежом?

Въезд в различные части городов по экологическому классу ограничивают уже более 200 городов Европы. Подобные меры применяются и в Азии. Самая большая из таких зон создана в Лондоне. В 2018 году она помогла снизить количество выбросов на 20 %. По прогнозам, доля территории в центре Лондона, где превышены официальные нормы по диоксиду азота, должна снизиться в 2019 году с 30 % до 22 %. Количество людей, живущих в таких районах, уменьшится на 42 %.

чистый воздух

Интересные публикации

Комментарии в огне
Прямо сейчас в лесах Сибири разворачивается экологическая катастрофа планетарного масштаба. Горят миллионы гектаров тайги, смогом…
Василиса Ягодина 08/08/2019
Тушите. Не дышите
Природные пожары в Сибири приобрели катастрофические масштабы: дым от них распространился по территории Хакасии, Алтайского…
Василий Яблоков 01/08/2019
Дорогу чистому воздуху!
Люди по всей России хотят дышать чистым воздухом. Но одного желания тут мало — чтобы…
Константин Фомин 18/06/2019
Закат эпохи бензиновых и дизельных автомобилей
Чтобы изменение климата не привело к катастрофе, нужны срочные меры. Согласно докладу, который ООН выпустила…
Константин Фомин 06/06/2019
Роспотребнадзор: 50 оттенков отписок
В апреле активисты российского отделения Greenpeace передали в Роспотребнадзор более 1 000 жалоб на загрязнение…
Константин Фомин 22/05/2019

Инструкции

Как заставить власти сделать воздух чище
В вашем городе трудно дышать? Источники загрязнения воздуха могут быть разными: свалки, заводы, автомагистрали. В…
Константин Фомин 22/04/2019

Назад Дальше

keyboard_arrow_up