menu Меню
Карта «SOS! Воздух» — что это?
Новая интерактивная карта Greenpeace демонстрирует, насколько много источников загрязнения воздуха находится вокруг, и помогает объединить усилия, чтобы сделать воздух чище
Константин Фомин Блог
12/03/2019 5 минут
Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

Карта «SOS! Воздух» — что это?

У российского отделения Greenpeace есть проект #ГринписВоздух, цель которого — сделать воздух в наших городах чище. Но многие люди даже не представляют, как много источников загрязнения воздуха находится вокруг них, и как близко к ним они живут.

Интерактивная карта «SOS! Воздух» позволит им увидеть реальную картину и поменять её к лучшему. Это первый в России проект, где собрана настолько полная информация по автодорогам и стационарным объектам, с которыми связан риск загрязнения воздуха, постам мониторинга и «горячим точкам», из которых приходит больше всего жалоб.

Возможность отправлять жалобы на загрязнение воздуха — одна из главных функций карты «SOS! Воздух». Greenpeace будет передавать эту информацию в Роспотребнадзор, чтобы ведомство проверило соблюдение нормативов и при необходимости приняло меры.

Почему вы думаете, что Роспотребнадзор не проигнорирует жалобы, отправленные с помощью карты?

По закону государственные органы обязаны реагировать на обращения граждан в рамках своих полномочий, а за качество воздуха в жилых зонах отвечает именно Роспотребнадзор. Если кто-то жалуется на загрязнение воздуха, они должны провести проверку. И, если тревога была не ложной, Роспотребнадзор должен принять меры.

Конечно, чиновники могут прислать отписку. Но карта даёт больше шансов, что они отреагируют. Ведь если жители какого-то района будут посылать десятки или сотни жалоб, а их продолжат игнорировать, это сразу станет заметно на карте.

Что вы имеете в виду под стационарными источниками загрязнения воздуха?

Этот слой карты отображает заводы, свалки, мусоросжигательные заводы, ТЭЦ и другие объекты, с которыми связан риск загрязнения воздуха. Информация о них основана на краудсорсинговых данных проекта OpenStreetMap и обновляется на основе открытых данных с сайтов государственных ведомств, СМИ и других организаций со ссылкой на первоисточник.

Информацию по стационарным объектам проверяют и дополняют волонтёры. По мере развития карты у каждого объекта может появиться подробное описание, в которое может войти, например, список веществ, которыми он загрязняет воздух, и радиус санитарно-защитной зоны, где нельзя строить жилые дома.

Зачем нужен отдельный слой об автодорогах и что он показывает?

По официальным данным, именно с автотранспортом связано 80-90 % загрязнения воздуха в крупных российских городах. В отличие от вредных производств, которые обычно расположены далеко от жилых зон, автомобили всегда загрязняют воздух рядом с нами — на каждой улице и в любом дворе.

Насколько сильно автомобили загрязняют воздух, зависит от интенсивности дорожного движения. Чем сильнее заторы, тем выше риск, что загрязнение воздуха превысит нормативы. Информация об интенсивности дорожного движения на карте «SOS! Воздух» обновляется в реальном времени на основе глобального сервиса пробок, предоставленного Mapbox.

А в чём смысл слоя с постами мониторинга загрязнения воздуха?

Загрязнение воздуха в России измеряют разные ведомства. К сожалению, до сих пор нет единого официального ресурса, на котором люди могли бы свободно увидеть результаты мониторинга атмосферного воздуха, опубликованные в доступной форме, в полном объёме и оперативно.

Российское отделение Greenpeace собирает с официальных сайтов ведомств данные о том, где расположены их посты мониторинга, какие вещества они измеряют и как часто. Если результаты измерений публикуются в интернете — мы даём на них ссылку.

По мере развития карты на ней могут появиться и независимые системы мониторинга, которые активисты создают в Челябинске, Красноярске, Москве и других городах.

Не могу разобраться, какая кнопка на карте за что отвечает. Как ей пользоваться?

В правом верхнем углу расположены кнопки, отвечающие за разные слои карты:

  • адреса жалоб на загрязнение воздуха;
  • стационарные источники загрязнения;
  • автодороги;
  • посты мониторинга воздуха.

Вы можете скрыть слой, который вам сейчас не нужен, нажав на одну из них. Если вы открыли карту на мобильном устройстве, или она была встроена на другой сайт, кнопки слоёв сгруппированы под одной пиктограммой. Кликните на неё, чтобы увидеть все слои.

Вы можете получить более подробную информацию по стационарным источникам загрязнения (заводам, свалкам и т.д.), участкам автодорог и постам мониторинга воздуха, кликнув по ним.

Кликнув по кнопке «SOS! Воздух», вы откроете форму жалобы на загрязнение воздуха. Вы можете ввести адрес точки, где часто чувствуете загрязнение воздуха, неприятный запах или пыль, либо указать эту точку на карте. В выпадающем меню вы можете указать предполагаемый источник загрязнения воздуха, а в поле для комментариев описать ситуацию подробнее. Greenpeace отправит в Роспотребнадзор жалобу с требованием провести проверку на основе этих данных.

Нажав на значок «+» в этой форме, вы можете заполнить сразу несколько жалоб. Когда вы ввели все данные, кликните на кнопку «→», чтобы ввести свои личные данные и согласиться на их обработку. Введите настоящие имя, фамилию и Email — Роспотребнадзор не сможет рассмотреть жалобу от «Кота Василия».

В правом нижнем углу расположены кнопки, с помощью которых можно поделиться картой в соцсетях, отправить сообщение разработчикам (в том числе — указать на неточности) и прочитать информацию о карте.

А что делать, если знаешь, чего на карте не хватает, или нашёл ошибку?

Карта «SOS! Воздух» — живой проект, который Greenpeace сможет поддерживать актуальным только с помощью волонтёров.

Если вы заметили, что на карте не хватает какого-то источника загрязнения воздуха или можете сообщить подробности об уже отмеченном объекте — воспользуйтесь формой обратной связи, кнопка которой расположена в нижнем правом углу.

чистый воздух

Интересные публикации

Миссия выполнима: как родители сделали воздух у школ чище
Бельгийская архитекторка Аннекатрин Вердикт основала движение Filter Café, чтобы защитить здоровье своих детей от вредных…
Константин Фомин 10/04/2019
Дышать вредно, переезжать бесполезно
Качество жизни для нас — не пустой звук, поэтому мы живём в больших городах, где…
Константин Фомин 06/03/2019
Роспотребнадзор ослабил норматив в 666 раз. Как спастись от этого ада?
Самое адское изменение — у предельно допустимой концентрации (ПДК) метилмеркаптана. С 1999 по 2017 год…
Константин Фомин 26/02/2019
Как ограничат въезд самых неэкологичных машин в Москве и Петербурге?
Что такое «зоны с ограничением въезда транспортных средств низкого экологического класса»?Говорят, что такие зоны появятся…
Константин Фомин Василий Яблоков 06/02/2019
Как ездить на велосипеде зимой? 
Луиза ведёт инстаграм-блог, в котором рассказывает о путешествиях и счастливой жизни в Москве и о…
Виолетта Рябко 02/02/2019

Назад Дальше

keyboard_arrow_up