menu Меню

С плакатом — на защиту планеты!

Каждую пятницу московский студент проводит одиночный климатический пикет на Пушкинской площади. Кто он и почему это делает?
Константин Фомин Блог
08/05/2019 7 минут
Узнайте, чем занимается Гринпис Узнать Узнайте, как можно помочь природе Действовать

читать и обсуждать наши публикации в телеграме

читать и обсуждать в телеграме

24 мая по всему миру пройдут «климатические забастовки» школьников и студентов, вдохновлённых шведской девятиклассницей Гретой Тунберг.

Требовать более активных мер по борьбе с изменением климата будет и российская молодёжь.

Но один из российских активистов не ждёт 24 мая, а каждую пятницу проводит одиночный климатический пикет на Пушкинской площади в Москве. Он рассказал нам, почему присоединился к международному движению Fridays For Future.

Меня зовут Аршак Макичян. Я родился в Ереване, но с года живу в Москве. Сейчас мне 24. Я скрипач, учусь в консерватории на 5 курсе.

Экологией я интересуюсь уже давно. Сначала старался менять свои привычки: отказался от пластиковых бутылок, перешёл на многоразовые. Ведь если бутылки разлагаются по 300 лет, и каждый день человек выпивает бутылку воды, то несложно подсчитать, что скоро мы будем жить в пластиковом мире.

А темой глобального потепления я заинтересовался в прошлом году, когда прочёл текст Греты Тунберг. Потом посмотрел фильм Альберта Гора «Неудобная правда», начал читать статьи по этой теме и осознал масштаб проблемы.

Я старался поменять не только свои привычки, но и родителей: уже лет пять я говорю отцу «не покупай пакеты, носи с собой многоразовые сумки». Но я понимаю, насколько это сложно принять. Вот же бесплатные пакеты, почему бы не взять? Я стал злиться на эти бездумные привычки и начал искать пути, чтобы хоть чего-то добиться. Чтобы у этого мира был шанс, надо делать что-то глобальное.

Ведь будущего нет не только у тех, кому по 16, но и у моего поколения. Если ничего не делать, из-за изменения климата в 30-е годы будет кризис хуже, чем в 90-е, хуже, чем в 30-е годы прошлого века, когда люди с голода умирали. А когда начинаются проблемы с продуктами, люди становятся агрессивнее, злее. Я не хочу жить в мире, где люди друг друга убивают за еду и воду.

В феврале я впервые принял участие в акции протеста — это был марш Немцова, согласованное шествие в Москве. Было очень здорово — чувствовать единение с людьми, с которыми ты согласен.

Когда я пошёл на тот марш, я думал «кто, если не я?». Если каждый человек будет думать только о себе, то у человечества просто не будет шансов выжить. Нас будет становиться всё больше, продукты значительно подорожают, и шансы потеряют в первую очередь не те, кого у нас называют олигархами, а обычные люди.

15 марта была климатическая акция протеста в Сокольниках, про которую я узнал случайно — за пару дней до неё, потому что в интернете информации практически не было. Я написал об этой акции в несколько экологических Telegram-каналов, но только один опубликовал анонс, остальные побоялись.

А через неделю после Сокольников я впервые вышел на одиночный пикет. Я думал, что ещё кто-то выйдет, но никто тогда не вышел. В Сокольниках в основном были школьники или люди младше меня. Я понимаю, что в России до 18 лет ты не можешь выйти на одиночный пикет. Ты вообще почти ничего не можешь сделать. А я студент и пока не работаю — у меня есть возможность выделить время в пятницу и выйти на одиночный пикет.

Мой самый первый плакат был про Парижские соглашения и против экогеноцида. Я армянин, и тема геноцида для меня — знакомая история. А сейчас происходит экогеноцид — тысячи видов животных умирают, но многим людям всё равно, хотя это отразится на всех. Ведь каждое животное играет в экосистеме какую-то роль. Сейчас кризис у пчёл, которые опыляют сельскохозяйственные растения. Если исчезнут пчёлы, станет меньше еды, и кому-то её будет не хватать.

А вот про Парижские соглашения мало кто понимает. Когда я рассказывал про соглашения, прохожие говорили, что это им неинтересно. Я говорил, что они могут в интернете почитать подробности, но мне отвечали, что на это нет времени. Тогда я понял, что людям нужно что-то более конкретное, и каждую неделю старался найти новый подход.

Поэтому плакаты у меня были не только о глобальном потеплении, но и, к примеру, о раздельном сборе мусора. Ведь очень стыдно, что столько лет не могут сделать раздельный сбор отходов, хотя это не так сложно. Бюджет Москвы намного больше, чем у европейских городов, где всю нужную инфраструктуру уже давно построили. Можно не менять плитку каждые полгода, а хотя бы раз потратиться на эту инфраструктуру!

Люди реагируют на пикеты по-разному. Есть те, кто фотографирует, улыбается, поддерживает как-то. Другие говорят «да что вы, это не наука, это всё американцы придумали». А есть люди, которые задумываются и говорят — «да, наверное ты прав». На Пушкинской площади мимо проходят сотни людей, а подходят ко мне всего десяток-другой. Но я чувствую, что у того, что я делаю, есть эффект. Не все подходят, но есть люди, которые просто читают, что написано на моих плакатах и задумываются.

На прошлой неделе ко мне подошли полицейские и спросили, сколько мне платят. Но я не собираюсь менять порядок в России, возвращаться к коммунизму или продавать Россию Америке. Я просто хочу донести какую-то мысль. Я не могу выступить на телевидении, поэтому одиночный пикет — это доступный мне способ.

Сейчас про мои пикеты знает больше людей. О них вышла новость в The Moscow Times. Теперь некоторые друзья мне пишут — «неужели надо становиться веганами?». А сначала, когда я говорил, что у мёртвых китов находят по 30-40 килограммов пластика в животах, они говорили, что не верят этому. А теперь эти же люди задумываются о том, чтобы стать вегетарианцами или веганами, чтобы бороться с изменением климата.

Есть ребята, которые тоже задумываются об экологии — они начали действовать. Одна девочка не стала выходить на пикет, потому что ей страшно. Но она начала zero waste-марафон на 30 дней и пишет блог, как у неё получается принципиально уменьшить количество мусора. То есть люди, которые уже какое-то время «в теме», начали что-то более активное делать, а те, кто даже не думал раньше об этом — начали задумываться.

Ещё после первого протеста в Сокольниках я выложил в Twitter пару фотографий с хештегами, и на меня стали подписываться люди. После третьего пикета мою фотографию ретвитнула Грета и начала меня читать. Конечно, я был в шоке. Это приятно, когда нобелевская номинантка подписана на твой аккаунт.

Многие люди по всему миру, из Африки, из Бразилии, меня поддерживают и пишут очень приятные слова. После каждого пикета десятки, если не сотни людей мне пишут, волнуются за меня.

В апреле Грета попросила меня записать видеообращение: объяснить, почему я выхожу на пикет, и позвать людей по всему миру и в России на климатический протест 24 мая. Но если я просто призову всех выходить 24 мая, меня за это могут привлечь, поэтому надо постараться организовать серьёзное мероприятие.

Стыдно, что в Голландии, в Амстердаме, где население настолько меньше, на протесты выходят сотни тысяч, а в Москве живут 13-14 миллионов — и выходят 70 человек. Стыдно, что только 70 человек заботит будущее страны. И я начал искать пути, что можно сделать, чтобы организовать это мероприятие. Чтобы информация появилась не за день до него, как в прошлый раз. Если мероприятие согласуют — думаю, на него точно придёт больше людей, чем в прошлый раз. Если пресса начнёт рассказывать об этом заранее, это очень поможет.

То, что дети выходят протестовать в Европе, важно не только потому, что они высказывают своё мнение. Что делают школьники в России, кроме того, что ходят в школу? Играют в компьютер, как я это делал, в футбол. А в Европе они начинают задумываться о будущем, искать пути решения проблем. Какая-то часть детей, которые сейчас протестуют, уже занимается наукой, общается с учёными, понимает, что нельзя просто «выучить и забыть». Многие из них сами станут учёными, и у них будет шанс решить проблему глобального потепления. Они занимаются серьёзным делом.

fridays for future климат

Интересные публикации

Восемь фактов об изменении климата
Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) представила новый доклад о климатическом кризисе. По словам…
Анастасия Елфимова 20/03/2023
Гринпис выпустил исследование о солнечных панелях для дома и бизнеса
Российский Гринпис выпустил исследование «Собственная солнечная электростанция. Как она стала доступной и почему это выгодно».…
Анастасия Елфимова 14/03/2023
«Мы были в шоке от феномена дикой природы»
Максим Арбугаев 15 лет профессионально играл в хоккей. А в 2022 году вместе с сестрой…
  13/03/2023
Как экономить энергию и спасать климат
Большая часть выбросов парниковых газов, которые приводят к изменению климата, приходится на сектор энергетики. Чтобы…
Анастасия Елфимова 06/03/2023
Большой потенциал малой гидроэнергетики
Гидроэнергетика – один из крупнейших возобновляемых источников энергии, которым пользуются во всём мире, в том…
Анастасия Елфимова 04/03/2023

Инструкции

Куда жаловаться на неправильную утилизацию отходов с животноводческих комплексов
Строительство и эксплуатация крупных животноводческих комплексов — проблема многих регионов. Основная претензия живущих рядом с…
Анастасия Елфимова 18/02/2022
В моём городе ввели режим «черного неба» — что делать?
Почти каждый год с приходом антициклонов (холодной солнечной погоды) мы видим новости о том, что…
Виктория Глущенко 28/01/2022
16 советов как экономить энергию в квартире
Рациональное использование ресурсов уже давно волнует как мировых политиков и климатологов, так и обычных жителей.…
Олеся Викулова 01/09/2021

Назад Дальше

keyboard_arrow_up