читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
В охранной зоне правила поведения чуть мягче, чем в границах ООПТ, но такие переходные зоны между ценными природными территориями и «обычным миром» очень важны — они помогают сохранить природное наследие. Разработка Положения об охранных зонах не может не радовать, однако в первой редакции оно могло привести к плачевным последствиям.
Чтобы обеспечить охраняемым территориям должную защиту, мы обратились к нашим сторонникам. Мы попросили всех направить в ведомство рекомендации по улучшению документа. Несмотря на дедлайны и тернии сайта regulations.gov.ru, почти четыре тысячи человек проголосовали против этого проекта. Просто волшебство какое-то!
Большинство сотрудников и руководство особо охраняемых природных территорий также поддержали наши требования к Минприроды. Доработать законопроект попросили тысячи человек, СМИ, экосообщества, блогеры, звёзды. Стилист Сергей Зверев тоже откликнулся на зов. И Минприроды не смогло нас не услышать! В новой версии документа нет ни слова о сокращении минимального размера охранных зон.
В новом проекте Положения об охранных зонах некоторые опасные пункты пока сохранились. Например, разведку и добычу полезных ископаемых в охранных зонах заповедников всё ещё нельзя запретить, если месторождение поставлено на баланс. А это очень плохо — взгляните на парк «Югыд ва».
8 июля вынесена на обсуждение вторая редакция проекта. Отзывы и предложения принимаются до 26 июля.
Даже очень хорошему делу не повредит работа над ошибками. Так и Положение об охранных зонах ООПТ нуждается в доработке. Сейчас идёт общественное обсуждение уже второй редакции документа. До 26 июля мы ещё можем направить свои рекомендации Минприроды!
Согласно абзацу 8 п.9 проекта положения об охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы:
9. С целью предотвращения неблагоприятного антропогенного воздействия на природные комплексы государственных природных заповедников, в том числе биосферных заповедников, национальных парков, природных парков или памятников природы в границах охранных зон могут быть установлены соответствующие ограничения использования земельных участков, включающие запрет следующих видов деятельности:
разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения и (или) проявления полезных ископаемых, учтённые в государственном балансе запасов полезных ископаемых и (или) государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых до установления охранной зоны, а также за исключением работ по региональному геологическому изучению недр, при условии соблюдения пользователями недр требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
Таким образом, на территории охранных зон не допускается ограничение недропользования на участках недр, стоящих на балансе или внесённых в государственный кадастр недр.
В тоже время, разведка и разработка полезных ископаемых и устройство соответствующей инфраструктуры связана с наиболее серьёзным воздействием на природные комплексы и ландшафты. Соответственно, невозможность запрета указанной деятельности в границах охранных зон негативно скажется на территориях ООПТ, то есть не соответствует целям установления охранной зоны.
В соответствии с п.4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Как указано выше, разведка и разработка полезных ископаемых, если она проводится на границе особо охраняемой природной территории, может оказать негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Таким образом, указанный пункт противоречит Земельному кодексу РФ.
В связи с изложенным, абзац 8 п.9 предлагается изложить в следующей редакции: «разведка и разработка полезных ископаемых».