читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Мы приехали на Байкал, чтобы оценить, как сильно главное озеро страны загрязнено пластиком. То, что он тут есть, мы не сомневаемся: волонтёры каждый год убирают тонны мусора с побережья, а учёные нашли в воде микропластик.
Я никогда не была на Байкале, это место мне казалось недостижимым и сказочным. Я всё никак не могла понять, как же озеро остаётся самым прозрачным в России, когда вокруг него так много мусора.
А сейчас просто в недоумении. Утром мы купались в заливе с многозначным названием Посольский сор, вода в нём тёплая, но мутная, дно заросло водорослями так, что плавать там неприятно. Мне грустно, что я, кажется, слишком поздно добралась до Байкала: он уже не тот, а миф всё ещё жив и продолжает притягивать сюда туристов. Но коллеги успокаивают, что «в настоящем Байкале, а не заливе» вода всё такая же прозрачная и чистая. Надеюсь, я всё-таки смогу увидеть то самое озеро с картинок.
А пока мы останавливаемся на берегу, отмеряем сто метров в длину и 20 в ширину, берём мешки и начинаем собирать мусор. Моя первая находка – яркая бабочка, лежащая на гальке. Не живая – пластиковая. Вскоре коллега приносит черепашку, тоже из пластика. Я удивляюсь, как они оказались так рядом друг с другом, и кладу их в карман: пусть путешествуют с нами всю неделю и будут символом этой экспедиции.
Небольшой участок мы проходим ввосьмером. Кажется, можно выбрать свою линию, пройти один раз и готово. Вроде и мусора здесь нет. Но мы проходим по линиям снова и снова и продолжаем его находить. Мусор отлично прячется в песке и камнях. Окурки сливаются с галькой, и такие мелкие, что найти их можно, только опустившись на колени. Самые заметные объекты — разноцветные бутылки и крышки, которые не стесняются своего присутствия. К горлышкам привязаны верёвки: рыбаки используют их как поплавки для сетей. Сетей, кстати, здесь тоже много. Мы вытягиваем их из песка, как фокусник тащит бесконечный платок из шляпы.
Собранный мусор сбрасываем на тент и начинаем сортировать на 162 категории, больше половины из них — разные виды пластика. Его на берегах больше всего, а ещё пластик сложнее собрать и переработать, животные путают его с едой и погибают. Мы хотим понять, какие виды пластика — главные загрязнители природных территорий. Именно их в первую очередь надо запрещать или ограничивать в России, как это уже делают в Европе.
Я собираю в отдельную кучку окурки: их больше всего и ни с чем не перепутать. Самое опасное в окурках – это фильтр, который обычно делают из ацетата целлюлозы, он разлагается 10 лет. А некоторые компании вставляют в фильтры куски пластика, видимо, чтобы сигареты выглядели дороже.
Есть среди собранного мусора и непонятные детали, которые мы сначала принимаем за крышки от банок с лекарством, а потом узнаём в них пыжи — их вставляют в ружейные патроны.
Меня удивляет, как много на берегу остатков от воздушных шаров. Причём именно ленточек с хвостиками, но самых крупных частей от шариков нигде нет. Видимо, латекс быстрее распадается на мелкие части, смешивается с водой или песком, и мы его просто не замечаем. Но это, увы, не означает, что он перестаёт загрязнять природу.
Наверное, на Байкале часто справляют праздники, запускают в небо шары, радуются им всего несколько минут и забывают. Но шарики никуда не исчезают, они не улетают в космос, а в итоге опускаются на землю или в воду и превращаются в опасный для животных мусор.
Спустя три с половиной часа мы заканчиваем работу на первом участке. Всего мы нашли там 629 пластиковых фрагментов, из них 250 окурков.
Мимо нас проходят редкие туристы, с интересом поглядывают в нашу сторону. Я спрашиваю у одного из мужчин, почему он отдыхает именно здесь: «Я сам с Иркутска, мы раньше на Малое море ездили, но там грязно, первый раз сюда приехали, в Бурятию. Здесь гораздо чище». И будто оправдываясь, добавляет: «Но мы свой мусор всегда с собой увозим». А кто-то всё-таки оставляет.
Наш следующий участок — побережье, где не отдыхают люди. Там негде поставить палатку и скрыться от посторонних глаз. Поэтому весь мусор на пляже — это то, что выкинули воды Байкала. Понять, что на берегу не отдыхают туристы, можно по окуркам — кажется, главным символам человеческого присутствия. Здесь они тоже есть, но существенно меньше: всего 16 штук, потрёпанных водой. Вероятно, они приплыли с другого пляжа и пытаются запутать следы.
Всего на втором участке мы находим 66 пластиковых фрагментов. К лидерам нашего антирейтинга — окуркам — присоединяются куски полистирола, верёвки и лески: то, чем пользуются рыбаки. Полистирол, кстати, тоже умело маскируется на пляже: мы сфотографировали кусочек среди гальки, но вечером сами с трудом нашли его на снимке.
День закончился, мы грузим мешки с мусором в машину и отправляемся отдыхать. Пока можно сказать, что мусора на берегах немного. Возможно, в более туристических местах мы найдём его в разы больше. Но, по-моему, возле чистейшего озера нашей страны, мусора в принципе быть не должно. А тем более одноразового пластика, от которого мы можем отказаться уже сейчас.