читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Ирина Козловских, сотрудница проекта «Ноль отходов», экоактивистка, авторка инстаграм-блога о жизни в стиле ноль отходов
Это моё второе путешествие на Байкал, я была здесь девять лет назад. Главное, что я запомнила – кристально-чистая вода. Мы отдыхали в районе Малого моря, и я испытывала настоящий восторг, когда заходила в холодную воду и видела все камешки, мелких рыбок. Тогда я уже замечала мусор на берегу, контейнерные площадки были переполнены. Рядом паслись коровы, они разрывали эти мешки с мусором, он летел в разные стороны, а я думала: ну они же потом дают молоко, и его кто-то пьёт!
Сейчас меня поразило, что даже в воде плавает пластик. В первый день экспедиции я выловила пачку из-под чипсов, на которой уже поселилась спирогира. А ещё я своими глазами увидела, как образуется вторичный микропластик.
Обычные пластиковые пакеты, стаканы и тарелки, которые я вытаскивала из песка и камней, превращались в труху и разлетались по ветру.
Все слышали, что пластик разлагается 200-400 лет, но многие думают, что он лежит нетленный, а потом исчезает. На самом деле это не так. Он крошится на мелкие кусочки, и это очень страшно, потому что они могут попасть в пищевые цепи, их проглотит рыбка, лягушка или кто-то ещё.
Шура, волонтёр Greenpeace
Меня поразило количество отдыхающих, палаточных лагерей. Очень сложно сейчас найти дикий, неухоженный берег. Сотни машин, тысячи людей. С одной стороны, интерес к памятнику природы – это хорошо, а с другой стороны, я понимаю, что это большая угроза для Байкала.
Как мы увидели, нынешние туристы пытаются убирать за собой мусор. Но, к сожалению, все прошлые годы люди об этом не думали, и следы их деятельности никуда не делись. Всё это остаётся здесь на века, и с этим надо что-то делать.
Все решения проблем давно расписаны. Это борьба с любыми одноразовыми предметами.
Одноразовость — вообще не решение, ничего и никогда.
Второе – это раздельный сбор, вывоз мусора, работа с общественным сознанием и с властью, которая должна помогать людям решать эти проблемы.
Ирина Скипор, сотрудница проекта «Ноль отходов», журналистка
Я никогда не была на Байкале, и мне очень хотелось на него посмотреть. Я слышала про озеро как про что-то уникальное, про эту прозрачную воду, глубину. Но в первые дни я не видела прозрачной воды, вокруг цвела спирогира, и мы находили пластик на берегах.
Я думала: стоп, кажется, я опоздала, больше того Байкала с картинок не существует.
Когда мы только ехали сюда, я была уверена, что мы будем выполнять одну и ту же работу каждый день, и это будет скучно. Но мы переезжали с места на место, и вообще всё менялось. В первый день мы были на пляже, где отдыхают люди, и нашли там множество окурков. В другой день мы приехали на пляж, который сверху казался чистейшим. Но мы нашли там очень много мусора, он прятался под камни, сложно было его оттуда вытащить. А в ещё в один день мы приехали на пляж, где начинался шторм, и видели как лёгкий пластик прибивает к берегу. Меня удивляет, как на одном и том же озере можно наблюдать такие разные истории.
Надеюсь, мы сможем спасти ценные природные территории от пластикового загрязнения, и прозрачную, чистую воду Байкала можно будет увидеть не только на старых фотографиях.
Рафаэль, волонтёр Greenpeace
Байкал – достояние не только России, а всей планеты, редчайшее и важное место. Мне всегда было интересно самому понять, насколько проблемы озера серьёзны.
Я уже бывал в подобных экспедициях, и загрязнение, которое приносят большие акватории, везде примерно одинаково. Это пенопласт, одноразовый пластик, бутылки.
Меня впечатляет, что мусора много, и он продолжает попадать в наши воды.
Но я приятно удивлен, что в местах отдыха людей все пляжи и места купания очень чистые. Радостно видеть, что люди берегут природу.
Алёна Кислицина, руководитель экспедиции на Байкал
Это уже моя третья экспедиция, и мне интересно, каким образом проблема пластика преломляется в разных регионах страны. Я наблюдаю, что происходит на Байкале, как эта же проблема выглядит, например, на Балтике или на Чёрном море.
Проблема пластикового загрязнения существует везде, она имеет региональный контекст: где-то больше пластикового мусора приплывает из других стран, с кораблей. На Байкале активного мореходства нет, поэтому здесь немного другая картина.
Меня поражает не конкретный найденный мусор и даже не количество бутылок, крышечек или пакетов, а то, что во всех регионах примерно одна и та же картина.
Если пляж никто не убирает, там точно есть пластик. Я нахожу этому подтверждение в каждом новом месте, даже там, куда не ступала нога человека. Он приплывает туда, прилетает.
Как решать проблему? Мы можем начать с себя, не брать в магазине лишний пакет, не провоцировать спрос, использовать многоразовые мешочки вместо фасовочных пакетов. Некоторые виды пластика должны быть ограничены, чтобы меньше мусора попадало в природу. Нельзя найти единый способ, это сложная борьба, но если мы с разных сторон к ней подступимся, то что-то хорошее получится.