menu Меню
«Ломоносов» отправляется на Чукотку
Российской Арктике нужны ветряки, а не «плавучий Чернобыль»
Рашид Алимов Блог
23/08/2019 2 минуты
Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

Сегодня плавучая АЭС «Академик Ломоносов» отправляется из Мурманска на Чукотку в город Певек. Тащить её туда будут на буксире — двигаться самостоятельно баржа с двумя ядерными реакторами на борту не может.

К концу 2021 на Чукотке выведут из эксплуатации Билибинскую АЭС, поэтому региону нужны новые источники электроэнергии. Несмотря на то, что регион имеет огромный потенциал для развития ветроэнергетики, ставка была сделана на ядерные технологии.

Зачем же нужен этот опасный эксперимент? Росатому просто нужно продемонстрировать «Академика Ломоносова» потенциальным зарубежным заказчикам как «выставочный экземпляр».

Российское отделение Greenpeace, ряд других общественных организаций и учёных критикуют этот проект уже много лет. Любая АЭС производит радиоактивные отходы и может взорваться, но плавучая АЭС особенно уязвима перед стихией.

В 2017 году Росатом планировал загрузить на «Академика Ломоносова» ядерное топливо и запустить реакторы прямо в центре Санкт-Петербурга, в двух километрах от Исаакиевского собора. В безопасности плавучей АЭС заставил усомниться случившийся на ней пожар. Против этого опасного эксперимента выступили тысячи жителей города, и атомщики были вынуждены пересмотреть свои планы.

После продолжительного перехода из Мурманска в Певек несамоходная баржа «Академик Ломоносов» будет находиться в экстремальных условиях Арктики. Дополнительные риски возникают из-за того, что плавучая АЭС станет хранилищем отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов.

У Чукотки есть огромный потенциал для строительства ветряных электростанций, которые не угрожают миру новой ядерной катастрофой и куда дешевле. Электричество плавучей АЭС очень дорого: ещё в 2007 году Герман Греф, тогда — министр экономического развития, отмечал: «Стоимость одного киловатта установленной мощности плавучей атомной станции — $7200. Это никогда не окупится». С тех пор, учитывая значительные задержки в строительстве, капитальные расходы на киловатт только возросли.

По последним данным, капитальные затраты на создание новых ветропарков в России уже сейчас ниже $1000 за киловатт. Капитальные затраты по шести проектам ООО «Ветропарки ФРВ» (альянс ПАО «Фортум»-АО «Роснано») — 59 339 рублей за киловатт.

Нельзя говорить даже о том, что «Академик Ломоносов» заменит существующую на Чукотке теплоэлектростанцию и Билибинскую АЭС. Плавучую АЭС придётся выключать при перегрузке топлива, а раз в 10–12 лет она должна будет покинуть Чукотку для выгрузки отработавшего ядерного топлива. Непонятно, чем её будут заменять на это время, и кому вообще нужен этот опасный проект, кроме зарабатывающего на нём Росатома.

энергетика

Интересные публикации

Почему 148 млрд рублей для «Норникеля» это правильно?
Росприроднадзор назвал сумму экологического ущерба в результате аварии на ТЭЦ-3 в Норильске, виновником которой была…
Владимир Чупров 08/07/2020
«Деревья в озере с этой водой стояли мертвые»
Бывший сотрудник норильского Росприроднадзора Василий Рябинин только что отправил письмо в администрацию президента. Ему помогали…
Елена Костюченко 29/06/2020
Что произошло на Таймыре?
[card] Что произошло? 29 мая на ТЭЦ-3, принадлежащем ПАО ГМК «Норильский никель», произошёл разлив дизельного…
Олеся Викулова 04/06/2020
Время крутить педали
Во время карантина машин на улицах городов стало меньше — люди всё чаще предпочитают личному и…
Анна Косниковская 27/05/2020
Как (не) прошёл первый и единственный экологический референдум
В 2000 году произошло невозможное: группа граждан смогла за три месяца собрать два с половиной…
Василиса Ягодина 21/05/2020

Назад Дальше

keyboard_arrow_up