menu Меню
Как велосипеды помогут спасти климат
Транспорт в городах — глобальная экологическая проблема, которую нужно решать немедленно. И одно из этих решений — велосипед
Василий Яблоков Блог
22/09/2019 3 минуты
Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

С каждым годом в России всё больше личных автомобилей: по подсчётам агентства «Автостат», в 2007 году их насчитывалось 28 миллионов, а на начало 2019 года — 43,5 миллионов. Из-за этого растёт потребление топлива и, соответственно, добыча нефти. Сжигая топливо в двигателях внутреннего сгорания, мы отравляем себя токсичными веществами и меняем климат. Чтобы в наших городах уместилось ещё больше автомобилей, под новые дороги и парковки закатывают в асфальт зелёные зоны, однако кардинально решить проблему таким образом не получается.

Greenpeace подготовил калькулятор, с помощью которого можно узнать, сколько вредных веществ выбрасывают в атмосферу разные виды транспорта (его можно увидеть в предпоследней главе нашего справочника «Как ездить по городу экологично»). Он показывает выбросы углекислого газа (влияющего на изменение климата) и диоксида азота (токсичного вещества, опасного для здоровья).

Один из основных способов решить проблему загрязнения воздуха в городах — сделать так, чтобы на улицах было меньше автомобилей. Но ведь ездить на чём-то по городу по-прежнему нужно. Наиболее экологичная альтернатива личным машинам — велосипеды.

Конечно, такие крупные города, как Москва или Петербург, не могут полностью пересесть на велосипеды. Ежегодно столичные велопарады собирают более 30 000 человек. Если хотя бы столько людей ежедневно будут ездить на работу на велосипеде и заменят этим час за рулём автомобиля, благодаря каждому из них в атмосфере не окажется около кг углекислого газа. Все вместе эти 30 000 человек снизят выбросы больше чем на 300 тонн в день.

Минприроды России тоже признаёт роль велосипедов в решении экологических проблем. В государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году» указано, что «развитие велотранспортной системы, способной обеспечить потребности до 10% перевозок пассажиров, может дополнительно дать некоторое снижение валовых выбросов загрязняющих веществ наземным транспортом».

У велосипедов есть и много других преимуществ: они бесшумны и занимают меньше места, чем автомобили, на дорогах и парковках, а значит в городах может быть больше общественных пространств для людей. Велосипеды берегут жизнь и здоровье людей: они помогают сделать дорожное движение безопаснее и становятся полезной физической нагрузкой. На небольших дистанциях 4-5 км это ещё и самое быстрое транспортное средство, а в дальних поездках велосипеды прекрасно сочетаются с общественным транспортом, который вредит окружающей среде намного меньше, чем личные автомобили.

А ещё на велосипеде можно ездить круглый год, даже зимой!

В том же госдокладе Минприроды отмечает, что для того, чтобы велосипед превратился в полноценный вид транспорта, ему не хватает велоинфраструктуры. При этом ведомство признаёт, что в развитии велотранспортных сетей уже наметился прогресс, и стоимость их строительства сравнительно невелика.

Cyclists on street in Münster. Fahrradfahrer fahren auf einer Strasse in Münster.

Недостаточное развитие велоинфраструктуры сильно беспокоит и жителей крупных российских городов. По результатам опроса, который Greenpeace провёл в крупных российских городах, о существующей велоинфраструктуре в Нижнем Новгороде знают только 10 %, в Санкт-Петербурге — 48 %, в Екатеринбурге — 31 %. Удобство, безопасность, протяжённость, доступность и связанность веломаршрутов вызывает недовольство практически во всех крупных городах: даже в Москве, где к 2018 году уже было проложено 230 км велополос и велодорожек, так ответило около 50 % респондентов.

В августе прошлого года Минтранс России разработал методические рекомендации по строительству велодорожек во всех городах страны. В ведомстве считают, что такие меры позволят сократить количество автомобильных поездок на небольшие расстояния и помогут разгрузить дороги. В частности, предлагается сократить до 40 км/ч скорость потока машин на трассах, по которым пролегают велодорожки. Ожидается, что появление велоинфраструктуры повысит удобство передвижения на расстояния до 10–15 км.

То есть сделать города велосипедными хотят и их жители, и власти. Greenpeace выступает за то, чтобы это решение было принято как можно скорее, и власти перешли от слов к делу. Наряду с другими мерами, это поможет всем нам жить в комфортном городе и дышать чистым воздухом.

климат чистый воздух

Интересные публикации

Камчатка. Что нового
Катастрофа на Камчатке произошла уже полтора месяца назад. По официальной версии массовая гибель донных организмов случилась из-за…
Ирина Скипор Василий Яблоков 16/11/2020
Новая Жизнь с торфяными пожарами
«Вот тут, где мы сейчас по сухому ходим и торф тушим, местные вспоминают, как рыбу…
Григорий Куксин 12/11/2020
Чего Greenpeace ждёт от нового министра?
Новым министром природных ресурсов назначен Александр Козлов. На что ему стоит обратить внимание в первую…
Виолетта Рябко 09/11/2020
Что означает указ президента о сокращении выбросов парниковых газов?
Президент подписал указ «О сокращении выбросов парниковых газов» 4 ноября. Разбираемся, что он означает и…
Веда Бальсунова Полина Каркина 05/11/2020
Углеродный след: узнай свой с помощью калькулятора Greenpeace
Давно хотели узнать, насколько ваш стиль жизни влияет на климат? А, может быть, показать кому-то…
Олеся Викулова 02/11/2020

Инструкции

Как заставить власти сделать воздух чище
В вашем городе трудно дышать? Источники загрязнения воздуха могут быть разными: свалки, заводы, автомагистрали. В…
Константин Фомин 22/04/2019
Какая ёлка экологичнее: искусственная или настоящая?
Живая ёлка — самая экологичная, при условии, что в декабре вы купили её в правильном…
Ирина Козловских 06/12/2018

Назад Дальше

keyboard_arrow_up