menu Меню

Как велосипеды помогут спасти климат

Транспорт в городах — глобальная экологическая проблема, которую нужно решать немедленно. И одно из этих решений — велосипед
Василий Яблоков Блог
22/09/2019 3 минуты
Узнай, чем занимается Гринпис Узнать Узнай, как ты можешь помочь природе Действовать

читать и обсуждать наши публикации в телеграме

читать и обсуждать в телеграме

С каждым годом в России всё больше личных автомобилей: по подсчётам агентства «Автостат», в 2007 году их насчитывалось 28 миллионов, а на начало 2019 года — 43,5 миллионов. Из-за этого растёт потребление топлива и, соответственно, добыча нефти. Сжигая топливо в двигателях внутреннего сгорания, мы отравляем себя токсичными веществами и меняем климат. Чтобы в наших городах уместилось ещё больше автомобилей, под новые дороги и парковки закатывают в асфальт зелёные зоны, однако кардинально решить проблему таким образом не получается.

Greenpeace подготовил калькулятор, с помощью которого можно узнать, сколько вредных веществ выбрасывают в атмосферу разные виды транспорта (его можно увидеть в предпоследней главе нашего справочника «Как ездить по городу экологично»). Он показывает выбросы углекислого газа (влияющего на изменение климата) и диоксида азота (токсичного вещества, опасного для здоровья).

Один из основных способов решить проблему загрязнения воздуха в городах — сделать так, чтобы на улицах было меньше автомобилей. Но ведь ездить на чём-то по городу по-прежнему нужно. Наиболее экологичная альтернатива личным машинам — велосипеды.

Конечно, такие крупные города, как Москва или Петербург, не могут полностью пересесть на велосипеды. Ежегодно столичные велопарады собирают более 30 000 человек. Если хотя бы столько людей ежедневно будут ездить на работу на велосипеде и заменят этим час за рулём автомобиля, благодаря каждому из них в атмосфере не окажется около кг углекислого газа. Все вместе эти 30 000 человек снизят выбросы больше чем на 300 тонн в день.

Минприроды России тоже признаёт роль велосипедов в решении экологических проблем. В государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году» указано, что «развитие велотранспортной системы, способной обеспечить потребности до 10% перевозок пассажиров, может дополнительно дать некоторое снижение валовых выбросов загрязняющих веществ наземным транспортом».

У велосипедов есть и много других преимуществ: они бесшумны и занимают меньше места, чем автомобили, на дорогах и парковках, а значит в городах может быть больше общественных пространств для людей. Велосипеды берегут жизнь и здоровье людей: они помогают сделать дорожное движение безопаснее и становятся полезной физической нагрузкой. На небольших дистанциях 4-5 км это ещё и самое быстрое транспортное средство, а в дальних поездках велосипеды прекрасно сочетаются с общественным транспортом, который вредит окружающей среде намного меньше, чем личные автомобили.

А ещё на велосипеде можно ездить круглый год, даже зимой!

В том же госдокладе Минприроды отмечает, что для того, чтобы велосипед превратился в полноценный вид транспорта, ему не хватает велоинфраструктуры. При этом ведомство признаёт, что в развитии велотранспортных сетей уже наметился прогресс, и стоимость их строительства сравнительно невелика.

Cyclists on street in Münster. Fahrradfahrer fahren auf einer Strasse in Münster.

Недостаточное развитие велоинфраструктуры сильно беспокоит и жителей крупных российских городов. По результатам опроса, который Greenpeace провёл в крупных российских городах, о существующей велоинфраструктуре в Нижнем Новгороде знают только 10 %, в Санкт-Петербурге — 48 %, в Екатеринбурге — 31 %. Удобство, безопасность, протяжённость, доступность и связанность веломаршрутов вызывает недовольство практически во всех крупных городах: даже в Москве, где к 2018 году уже было проложено 230 км велополос и велодорожек, так ответило около 50 % респондентов.

В августе прошлого года Минтранс России разработал методические рекомендации по строительству велодорожек во всех городах страны. В ведомстве считают, что такие меры позволят сократить количество автомобильных поездок на небольшие расстояния и помогут разгрузить дороги. В частности, предлагается сократить до 40 км/ч скорость потока машин на трассах, по которым пролегают велодорожки. Ожидается, что появление велоинфраструктуры повысит удобство передвижения на расстояния до 10–15 км.

То есть сделать города велосипедными хотят и их жители, и власти. Greenpeace выступает за то, чтобы это решение было принято как можно скорее, и власти перешли от слов к делу. Наряду с другими мерами, это поможет всем нам жить в комфортном городе и дышать чистым воздухом.

климат чистый воздух

Интересные публикации

Китайская зелёная революция
Китай ― мировой лидер по загрязнению окружающей среды. С начала XXI века страна пытается стать…
Владимир Асикритов 15/06/2022
Весенние пожары заканчиваются. Скоро начнутся летние
Весенний сезон пожаров фактически закончился. В некоторых регионах — Иркутской, Тюменской области — пожары еще…
  09/06/2022
Как изменение климата повлияло на океаны
Мировой океан покрывает 71% земной поверхности и содержит около 97% воды планеты. Ради защиты самой…
  08/06/2022
Какие животные могут исчезнуть из-за климатического кризиса
Сегодня климатический кризис ― одна из основных угроз для биоразнообразия. В 2019 году Межправительственная научно-политическая…
  28/05/2022
Как в мире и в России поменялось отношение к изменению климата
15 мая в мире отмечают Международный день климата. Этот неофициальный праздник призывает всех жителей планеты…
  15/05/2022

Инструкции

Куда жаловаться на неправильную утилизацию отходов с животноводческих комплексов
Строительство и эксплуатация крупных животноводческих комплексов — проблема многих регионов. Основная претензия живущих рядом с…
Анастасия Елфимова 18/02/2022
В моём городе ввели режим «черного неба» — что делать?
14 января в Красноярске и других сибирских городах был введён режим «черного неба». Почти каждый…
Виктория Глущенко 28/01/2022
16 советов как экономить энергию в квартире
Рациональное использование ресурсов уже давно волнует как мировых политиков и климатологов, так и обычных жителей.…
Олеся Викулова 01/09/2021

Назад Дальше

keyboard_arrow_up