menu Меню

Дело — труба

Как автомобили портят воздух и качество нашей жизни?
Анна Косниковская Блог
24/10/2019 3 минуты
Узнайте, чем занимается Гринпис Узнать Узнайте, как можно помочь природе Действовать

читать и обсуждать наши публикации в телеграме

читать и обсуждать в телеграме

Бесконечные пробки, проблемы с парковкой, шум магистралей и загрязнённый вредными веществами воздух — цена, которую мы платим за возможность передвигаться по городу на личном автомобиле. И даже если в вашем районе нет зловонных свалок и предприятий, это ещё не значит, что воздух здесь можно назвать чистым.

По данным ВОЗ, 90 % людей во всём мире живут в районах, где уровень качества воздуха ниже стандартов ВОЗ. В большинстве крупных городов России основным источником является автотранспорт: на него приходится 80–90 % всего объёма загрязняющих веществ в воздухе. Рейтинг Greenpeacе, представленный летом 2019 года, показал, что самые загрязнённые диоксидом азота — города-миллионники с интенсивным транспортным движением. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, загрязнение воздуха автотранспортом занимает первое место среди факторов, влияющих на здоровье населения России.

Чем мы дышим?

В большинстве крупных городов воздух представляет собой ядовитый коктейль из различных веществ. Это оксиды азота (NOx) — монооксид азота (NO), диоксид азота (NO2) — основные загрязнители атмосферы городов с интенсивным движением автомобильного транспорта, особенно низкого экологического класса, а также дизельного. Это также озон (O3), взвешенные частицы (PM) — смесь твёрдых и жидких частиц, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии, и другие вредные вещества.

Результаты исследований показали, что концентрация диоксида азота зависит от близости к источникам загрязнения, в первую очередь — к дорогам с интенсивным движением автотранспорта. В прошлом году мы провели эксперимент, который показал, что воздух в автомобиле грязнее, чем рядом c дорогой. За два часа поездки по Москве прибор, измеряющий уровень диоксида азота, несколько раз показал серьёзное превышение нормы.

Что же делать?

Сложность состоит в том, что у загрязнения от автотранспорта нет конкретного виновника, и власти пока не выработали алгоритм действий в этой ситуации. Тем не менее, у вас есть возможность добиться прецедентных решений.

Необходимо обратиться в территориальное управление Роспотребнадзора с заявлением провести экспертизу атмосферного воздуха в районе загрязнения. В случае если экспертное заключение подтвердит превышение предельно допустимых концентраций, то региональные власти могут рассмотреть вопрос об ограничении движения автомобильного транспорта, снижении транспортной нагрузки, в том числе в определенные периоды (при неблагоприятных метеорологических условиях) или для определённых видов транспорта (например, грузовиков), а также ввести зоны с ограничением экологического класса механических транспортных средств. Опыт европейских городов показывает, что введение таких зон позволяет ощутимо и быстро снизить концентрацию загрязняющих веществ в воздухе. Национальный центр транспортных исследований по заказу Greenpeace проводил научное исследование, в ходе которого выяснил, что организация таких зон в Москве позволит сократить объем токсичных выбросов на 30%.

Локальные меры

Если вы живёте вблизи автомагистралей, то можете частично обезопасить себя, установив в квартире систему вентиляции с очищением воздух. Однако вам всё равно придётся выходить на улицу и перемещаться по городу, поэтому локальные меры не спасут вас от загрязнения воздуха в течение дня.

Перемещаться по городу экологично

Наш справочник, посвящённый экологичному перемещению по городу, поможет вам рассчитать свой углеродный след и выбрать наиболее подходящий для вас и безопасный для окружающей среды транспорт.

Требовать публикации актуальных данных

Вот почему мы требуем от надзорных органов проводить постоянный мониторинг состояния атмосферного воздуха, оперативно сообщать о его результатах в доступной для граждан форме и принимать меры в случае неблагоприятной ситуации. Так, на основе данных о систематическом неудовлетворительном состоянии атмосферного воздуха вдоль магистралей, соседствующих с жилыми кварталами, можно требовать разработки и внедрения альтернативных планировочных решений для этих районов. Эти меры могли бы сократить транспортный поток и выбросы от него, и эффективнее защитить людей от загрязнения воздуха.

Подписать петицию

Роспотребнадзор обязан информировать граждан о загрязнении атмосферного воздуха. Однако сейчас ведомство не делает это оперативно и в полном объёме. Чтобы ситуация улучшилась, Роспотребнадзор должен изменить регламент по информированию. Подписав петицию, вы поможете нам ускорить решение ситуации. Мы требуем от государственных органов прозрачности в области контроля за качеством воздуха и своевременного реагирования на проблемы, связанные с загрязнением воздуха.

чистый воздух

Интересные публикации

В моём городе ввели режим «черного неба» — что делать?
14 января в Красноярске и других сибирских городах был введён режим «черного неба». Почти каждый…
Виктория Глущенко 28/01/2022
Убьёт ли нас воздух
В прошлом месяце Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала обновлённые глобальные рекомендации по качеству воздуха (предыдущая…
Олеся Викулова 08/11/2021
Я просто хочу помочь
«Если мы ничего не будем делать, то это похоже на то, что мы пилим сук,…
Юлия Давыдова 05/07/2021
В России ужесточили требования к качеству воздуха
С 1 марта 2021 года в России действуют новые гигиенические нормативы, в том числе предельно…
Елена Васильева Ирина Скипор 01/03/2021
Чего Greenpeace ждёт от нового министра?
Новым министром природных ресурсов назначен Александр Козлов. На что ему стоит обратить внимание в первую…
Виолетта Рябко 09/11/2020

Инструкции

В моём городе ввели режим «черного неба» — что делать?
14 января в Красноярске и других сибирских городах был введён режим «черного неба». Почти каждый…
Виктория Глущенко 28/01/2022
Как заставить власти сделать воздух чище
В вашем городе трудно дышать? Источники загрязнения воздуха могут быть разными: свалки, заводы, автомагистрали. В…
Константин Фомин 22/04/2019

Назад Дальше

keyboard_arrow_up