menu Меню
Запретить пакеты и трубочки, ввести залоговую стоимость тары: что мы требуем от Минприроды?
Рассказываем подробнее о мерах по борьбе с пластиковым загрязнением
Ирина Скипор Блог
13/11/2019 6 минут
Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

Greenpeace запустил петицию за отказ от одноразового пластика, а также направил в Минприроды план по решению проблемы пластикового загрязнения. Там перечислено много мер, которые будут эффективно работать только в совокупности. Рассказываем, зачем они нужны и на что повлияют. 

Запретить одноразовый пластик

В полном виде наше требование звучит так: «введение запрета на оборот (производство, реализация и использование, в том числе в сфере услуг) одноразовых неизвлекаемых и трудноперерабатываемых (многослойных, композитных, немаркированных) товаров, тары и/или упаковки немедицинского назначения». 

Мы требуем ограничить оборот перечня товаров, которые оказались основными загрязнителями природных территорий России. Список мы составили на основе экспедиций на Байкал и Куршскую косу и народных аудитов. Все товары из списка трудно извлечь из общей массы отходов и/или трудно переработать. На наш взгляд, развитие системы сбора и переработки отходов не позволит решить проблему именно с этими товарами, поэтому самым разумным решением мы считаем ограничение или полный запрет их оборота. Это способ борьбы именно с причиной, а не с последствиями загрязнения.

Аналогичным путём пошли в Евросоюзе: сначала изучили, чем загрязнены побережья морей и составили список основных загрязнителей, а затем разработали рекомендации по снижению уровня загрязнения, включающие в том числе запрет на оборот определённых видов товаров. Меры регулирования одноразовых товаров закреплены в Директиве ЕС 2019/904 от 5 июня 2019 года о сокращении влияния некоторых пластиковых продуктов на окружающую среду.

Мы требуем регулирования именно товаров немедицинского назначения. 

Ввести систему залоговой стоимости тары

Залоговая стоимость тары — это система, при которой в цену товара дополнительно закладывается стоимость упаковки. Покупатель может вернуть залог, сдав упаковку на точке сбора. Благодаря такой системе упаковка не попадает на свалку, а отправляется либо на переработку, либо к производителю, который использует её повторно. Такая практика уже активно применяется во многих странах (Финляндия, Нидерланды, Германия) и была распространена в СССР. 

Сама система сбора залоговой тары должна быть удобной для покупателя и включать несколько ключевых моментов: 
1) большая сеть точек сбора, расположенных в удобных местах
2) участие в системе большого количества видов товара (например, если это ПЭТ-бутылки, то производитель и объём не должны иметь значение); 
3) понятный механизм возврата залога, например, сразу наличными деньгами, перевод на карту или какие-то удобные «бонусы» для покупателя. 

Всё это будет стимулировать к использованию системы, и эффективность раздельного сбора отходов возрастёт.

Изменить налоговое законодательство для развития системы оборотной тары

Основное требование сейчас — это отмена налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на операции со вторсырьём. Это упростит порог входа для производителей, переработчиков и посредников, которые будут вовлечены в систему залоговой тары, и сделает механизм возврата залога более понятным и прозрачным для потребителя. Физлицам не нужно будет указывать средства, полученные за счёт возврата залоговой тары, как доход.   

Менять СанПиНы, чтобы оборотной тарой стало проще пользоваться

Некоторые санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиНы), действующие в России, принимались ещё в советское время и требуют пересмотра. Они мешают развивать систему повторного использования, пополнения и даже организовывать пункты сбора вторсырья. 

Например, «Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья» (СП 2524-82) разрешают вре́менное хранение вторсырья только в специальных изолированных помещениях или на контейнерных площадках (отделённых от зданий минимум на 20 метров). Такие требования исключают, например, возможность установки фандоматов в торговых залах магазинов и кафе, на остановках общественного транспорта и вестибюлях метро. 

Кроме того, по законодательству не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых товаров, за исключением определённых видов пищевых продуктов, перечень которых устанавливается отдельно. При этом перечень товаров, продажа которых без упаковки возможна, не установлен. Поэтому некоторые торговые сети отказываются от продажи продуктов на развес и фасуют их в одноразовую упаковку (например, «Ашан»). 

Создать условия для развития систем доставки в оборотной таре и упаковки и критерии их санитарной очистки 

Это требование находится на пересечении санитарного и налогового законодательства. Мы считаем, что необходимо государственное стимулирование систем доставки в оборотной таре. Речь и про доставку еды из ресторанов, и про взаимоотношения между различными бизнесами. 

Пример из первой категории — доставка еды в оборотных контейнерах, когда их можно сразу же вернуть курьеру или отдать при следующем заказе. Вторая категория — многоразовые поддоны, которые используют при доставке стройматериалов или крупных партий товара. Они уже сейчас являются оборотным. А вот, например, ящики от овощей и фруктов отправляются на свалку после использования, хотя не теряют своих качеств. 

Совершенствовать систему Расширенной ответственности производителя (РОП) 

Расширенная ответственность производителя — система, при которой производитель и импортёр несёт ответственность за тару и упаковку своего товара. Производители обязаны собирать и перерабатывать упаковку своего товара в соответствии с нормативом или уплачивать экосбор в соответствующем объёме. 

Сейчас на некоторые категории товаров норматив всего 15 %, то есть производители обязаны собрать всего 15 % от всей используемой ими упаковки — это очень мало. При этом можно вообще ничего не собирать, а уплатить сбор, ставка которого тоже невысока. Сейчас концепцию РОП активно дорабатывает Минприроды, но новые меры всё ещё недостаточно эффективны. Мы требуем расширения категорий товаров, попадающих под РОП, и увеличения норматива до 100 %.

Разработать и законодательно закрепить рекомендации к дизайну тары и упаковки 

Важно менять дизайн товаров и упаковки, чтобы их можно было легко разобрать на компоненты и переработать. На рынке много композитных материалов, которые очень сложно эффективно переработать, то есть сделать новый продукт, релевантный по качеству. Сейчас из вторсырья часто делают товар, который больше невозможно будет переработать, то есть после использования он отправится на свалку (так часто бывает с тротуарной плиткой, ручками из тетрапака). В идеале вторсырьё можно перерабатывать в такой продукт, который можно будет вновь сдать в переработку после использования. Например, делать из бутылки новую бутылку. 

Есть и другая проблема: мелкие части товаров и упаковки легко отделяются и становятся самостоятельными загрязнителями окружающей среды. Например, крышки от бутылок. Необходимо разработать такую конструкцию бутылки, чтобы крышка полностью не снималась и была сделана из того же материала, что и бутылка. Тогда их проще будет сдать переработку, а крышка не потеряется. Речь в этом случае идёт только про одноразовую тару.

Создать систему учёта одноразовых пластиковых отходов и федерального мониторинга загрязнения

Экспедиции Greenpeace и народные мониторинги прошли только один раз. Чтобы контролировать пластиковое загрязнение, следить за его динамикой и наблюдать, меняется ли состав мусора, необходимо организовать всероссийскую систему мониторинга. 

У Greenpeace на это нет ресурсов — такую систему должно организовать государство. Так устроено в Евросоюзе. Мониторинги там находятся в ве́дении Европейского агентства по окружающей среде. При этом в проверках участвуют обычные жители. Это пример гражданской науки, когда люди помогают учёным собирать большие данные.

ноль отходов пластик

Интересные публикации

Что не дарить на Новый год
По данным ВЦИОМ, большинство россиян хотят получить на Новый год деньги, а получают «дежурные» подарки:…
Ирина Козловских 16/12/2019
Как мы сохраняли дом диких животных
Российское отделение Greenpeace собрало журналистов и инфлюенсеров, чтобы рассказать, каких успехов в охране природы удалось…
Константин Фомин 10/12/2019
Сжигание хотят признать переработкой
11 декабря Госдума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект, который предлагает приравнять мусоросжигание к переработке.…
Ирина Скипор 03/12/2019
В Таиланде погиб олень, съевший 7 кг пластика
Недалеко от офиса национального парка Кхун Сатан в Таиланде смотрители обнаружили тело двухсоткилограммового дикого оленя.…
Ирина Скипор 26/11/2019
Курение вредит природе
Окурки — главный загрязнитель берегов Ежегодно в мире выпускают порядка 6 трлн сигарет, при этом…
Ирина Скипор 21/11/2019

Инструкции

Спасать деревья каждый день
Человек зависит от леса, но и леса зависят от человека. И ещё как! Каждый день…
Василиса Ягодина 09/08/2019
Как отправиться в путешествие и оставаться бережным потребителем
Большие любители путешествий из проекта «Теперь так» специально для сайта Greenpeace составили инструкцию, как, отправляясь…
Георгий Иванушкин 04/07/2019
Надо делиться: куда отдать ненужные игрушки?
Новой игрушкой ребёнок интересуется в лучшем случае пару недель, а в среднем — пару дней…
Анна Косниковская 24/04/2019

Назад Дальше

keyboard_arrow_up