menu Меню
Строительство хорды через радиоактивный могильник
Что происходит на территории около Московского завода полиметаллов
Анна Косниковская Блог
15/03/2020 4 минуты
Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

О том, что около Московского завода полиметаллов (МЗП, предприятие госкорпорации «Росатом», Каширское шоссе, 49) находится радиационно загрязнённая территория, представляющая потенциальную опасность для жителей города, российское отделение Greenpeace сообщало ещё в 2011 году. Тогда же были отправлены письма в МЧС, Правительство Москвы и в НПО «Радон» с точными координатами опасных мест и требованиями незамедлительно принять меры: ограничить доступ к опасным участкам и приступить к дезактивации территории. 

По информации, содержащейся в госдокладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в городе Москве в 2017 году» (стр. 34), на участке содержится не менее 60 тыс. тонн радиоактивных отходов. В 2019 году власти Москвы начали строительство Юго-Восточной хорды, участок которой проходит по этой территории, через фактические места захоронения радиоактивных и химических отходов.

В октябре 2019 года российский Greenpeace совместно с сертифицированной организацией «ТехноТерра» провёл измерения на участке могильника, обращённом к железной дороге (у пл. Москворечье), то есть именно там, где должна начаться стройка. Лабораторный анализ проб выявил, что часть грунта у МЗП по российскому законодательству относится к радиоактивным отходам. Ранее был сделан анализ грунта с другого склона могильника, обращённого к Москве-реке — там также обнаружены залежи радиоактивных отходов.

При попадании радионуклидов в организм человека с дыханием и пищей происходит внутреннее облучение, которое повышает риски онкологических и других заболеваний. Строительные работы на этой территории могут привести к подвижкам грунта, оползням, обнажению радиоактивных отходов, их вымыванию и выветриванию. 

Мэр Москвы Сергей Собянин назвал ситуацию «из ряда вон выходящей проблемой», признал, что рядом с МЗП размещены радиоактивные отходы, но на планы по строительству хорды это никак не повлияло: по словам Собянина, конкретно на участке строительства хорды загрязнение «незначительное». 

6 февраля 2020 года российское отделение Greenpeace обратилось в Арбитражный суд Москвы с требованием признать недействительным положительное заключение экспертизы проектной документации, разрешающее строительство участка Юго-Восточной хорды. В экспертизе не учтены должным образом ни радиоактивные отходы, ни участки радиоактивного загрязнения. Судебное заседание по иску назначено на 8 апреля 2020 года. 

Требования Greenpeace к московским властям

  1. Незамедлительно отметить все выявленные очаги радиоактивного загрязнения около МЗП знаками «радиационная опасность» и ограничить доступ граждан на опасную территорию.
  2. Обеспечить в присутствии представителей общественности отбор образцов загрязнённого грунта с максимально возможного числа очагов радиоактивного загрязнения на вышеуказанной территории. Установить, к какой категории радиоактивных отходов они относятся.
  3. Установить санитарно-защитную зону и зону наблюдения выявленного пункта хранения радиоактивных отходов на указанной территории, провести в установленном порядке регистрацию мест размещения радиоактивных отходов и участков радиоактивного загрязнения.
  4. Разработать, обсудить с общественностью и реализовать проект обращения с размещёнными у МЗП радиоактивными отходами. Рассмотреть возможность полного удаления загрязнённого грунта, при невозможности удаления — обеспечить изоляцию грунта на месте, придать выявленному пункту хранения радиоактивных отходов правовой статус.
  5. Не допустить проведения строительных работ рядом с очагами радиоактивного загрязнения.

Российское отделение Greenpeace считает, что до начала строительства участка хорды необходимо провести комплексное (радиационное и химическое) исследование территории вблизи АО «Московский завод полиметаллов» и определить места, где есть загрязнённый грунт, в том числе радиоактивные отходы, а также выяснить, какой глубины достигает загрязнение. 

По результатам исследования необходимо разработать план обращения с отходами, провести для объекта хранения радиоактивных отходов государственную экологическую экспертизу и предусмотренные законом общественные обсуждения.  

Но власти Москвы спешат начать строительство моста через Москву-реку для Юго-Восточной хорды: в феврале электронный аукцион на проведение работ по обследованию этого участка и вывозу загрязнённого грунта (без предварительного проекта) выиграло ФГУП «Радон» (на это выделено 80 млн рублей). 

Проведение любых строительных работ на указанном участке до осуществления мер по ликвидации радиоактивного загрязнения нарушает право граждан на радиационную безопасность, а также гарантированные ст. 41 и 42 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Несколько месяцев активисты местных инициативных групп круглосуточно дежурят в купленном ими микроавтобусе «Соболь», чтобы не допустить начала строительства. В январе им удалось предотвратить незаконное начало работ по подготовке строительства на фактически бесхозном радиоактивном могильнике.

5 марта в квартире одного из активистов, владельца «Соболя» Александра Колотова, прошёл обыск. Одновременно с этим представители ФГУП «Радон» заявили в полицию о порче установленного на склоне у завода полиметаллов датчика, табло которого неоднократно показывало 60-кратное превышение радиационного фона на месте строительства участка хорды. 

15 марта в рамках дня Всероссийского экопротеста Москве пройдёт марш «В защиту экологии Москвы». В нём примут участие всё, кого волнуют загрязнение воздуха, уничтожение парков, строительство мусоросжигательных заводов и другие злободневные проблемы. К Маршу присоединится российское отделение Greenpeace, которое регулярно освещает все перечисленные проблемы. 

энергетика

Интересные публикации

«Всемирный день без автомобиля» без автомобиля
Таким образом Европейская Комиссия хочет добиться климатической нейтральности. Greenpeace предложил главам Европейского союза план декарбонизации…
Олеся Викулова 22/09/2020
«Росатом» называет отходы обогащения урана топливом завтрашнего дня
В среду 16 сентября судно «Михаил Дудин» с очередным грузом урановых «хвостов» вышло из Амстердама,…
Рашид Алимов 17/09/2020
Гринпис предложил, как справиться с климатическим кризисом в России
9 сентября Greenpeace в России запустил петицию с требованием к правительству принять необходимые решения по…
Олеся Викулова 09/09/2020
Почему атомная энергетика не поможет справиться с климатическим кризисом
Лоббисты атомной промышленности не устают утверждать, что АЭС помогут бороться с климатическим кризисом, потому что…
Рашид Алимов 01/09/2020
Что происходило во время экспедиции Гринпис на Таймыр после разлива дизельного топлива
23 июня Транспортная полиция остановила сотрудников «Новой газеты» и Гринпис, планирующих поездку на реку Пясина.…
Ирина Скипор 05/08/2020

Назад Дальше

keyboard_arrow_up