читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Трудно сказать, связаны ли хоть как-то нынешние пожары с эпидемиологической ситуацией: с одной стороны, больше людей вынужденно сидят в деревнях и на дачах, то есть, ближе к лесам и полям. С другой — вроде бы должно быть меньше перемещений и связанных с этим выброшенных окурков, непотушенных костров. Но факт остается фактом: сезон мы начали очень плохо.
Пожаров много. А поскольку из-за тёплой и малоснежной зимы воды в почве накопилось мало воды, для многих регионов это означает очень плохой прогноз развития ситуации.
Пока что абсолютно все пожары — дело рук человека. Грозы, тем более сухие, ещё не начались, а других естественных причин пожаров (если не брать в расчёт метеориты) сейчас нет.
Тушить или самоизолироваться?
Усугубляет ситуацию и то, что тушить пожары приходится тем, кто в принципе должен, как и все остальные, соблюдать карантинные меры. Многие пожары, например, горящую траву на брошенных сельхозземлях, на торфяниках в последние годы тушили добровольцы, помогая лесникам и пожарным. Часто именно эта незаметная работа помогала не допустить опасного развития ситуации.
Сейчас добровольцы из разных регионов вынуждены выезжать на тушение, хотя при других обстоятельствах сидели бы на карантине.
Минимализм и технологии?
Многие группы добровольных лесных пожарных стараются найти компромиссные решения: выезжать минимальным составом, максимально использовать технику и технологии там, где они позволяют заменить людей.
Например, для того чтобы на ранних стадиях найти торфяные очаги, можно не прочёсывать территорию болота, где сгорела трава, что называется ногами — плотной цепью людей, — а применить беспилотник с тепловизором. Или доставить маленький трактор туда, где иначе копали бы лопатами.
Но совсем без людей пожары не потушить. Да и многие технические решения не всем по карману. Кроме того, даже такой ограниченный по числу людей выезд, даже с соблюдением всех санитарных мер, всё равно — риск и для самих добровольцев, и для их пожилых родителей, детей. Да и для всех нас.
Выезд на тушение — это контакты с людьми на заправках, в гостиницах, если приходится ночевать не в лесу. Причем заболеть или заразить своих родственников рискуют наиболее подготовленные и ответственные люди.
Добровольцы против пожаров
Уже сейчас на тушении работают Добровольные лесные пожарные Забайкалья, Добровольные степные пожарные Астрахани, Добровольные лесные пожарные Центрального региона в Подмосковье и в ближайших к Москве областях. Но траву поджигают всё больше.
Уже есть сгоревшие дома, пострадавшие люди. И уже десятки термоточек (мест с повышенной температурой, обнаруженных из космоса) зафиксированы на опасных осушенных болотах в Смоленской, Псковской, Ленинградской, Новгородской, Брянской, Московской, Ярославской областях…
Что будет, если добровольцы перестанут сейчас выезжать, например, для поиска торфяных очагов и для тушения начинающихся пожаров? Скорее всего, увеличится нагрузка на и без того очень занятых пожарных и сотрудников лесной охраны. А ещё, скорее всего, не будут вовремя найдены торфяные очаги на больших осушенных болотах.
К чему это приведёт?
Этот сезон, как мы уже говорили, необычный. Торф легче загорается, быстрее начинает давать глубокие очаги. И потушить их труднее обычного. Если дать им разгореться – потом для тушения уже не хватит воды. От тлеющего торфа снова загорится лес, трава.
Дым накроет города и посёлки. И к эпидемии вируса, и так поражающего дыхательную систему, добавится ещё и едкий и токсичный торфяной дым. Пока нельзя точно сказать, насколько такая ситуация увеличит смертность от вируса. Но точно можно вспомнить, что сочетание жары и сильного задымления в 2010 году унесло в одной только Москве десятки тысяч жизней.
Что можно сделать?
Можно поддерживать добровольцев. Можно становится добровольцем. Но самое важное, что мы все можем сделать – это просто не устраивать эти пожары. ВСЕ пожары сейчас рукотворные. Если мы прекратим поджигать траву и выбрасывать непотушенные окурки, если будем вызывать пожарных, увидев огонь, если остановим соседа, который решил «навести порядок» вокруг посёлка и взялся за спички…
Вот тогда мы сможем сделать так, чтобы больные люди лечились, а не задыхались в дыму. Да и добровольцы меньше бы подвергались опасности сами и не рисковали здоровьем и жизнью близких людей.