читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
В Сибирь опять пришла весна, и Сибирь опять горит, как это случается каждый год. Буквально каждый. Ландшафтные пожары уже перекидываются на деревни Кемеровской области: огонь пришёл в Постниково, Краснинское, в Кедровку и Пашково. Региональные центры, Читу и Новосибирск, вновь заволакивает дымом.
С начала года в Сибирском федеральном округе площадь всех территорий, пройденных огнём, превысила два с половиной миллиона гектаров, а площадь лесных пожаров, согласно системе дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз, приближается к полутора миллионам. Останавливать огонь на ранних стадиях по-прежнему не удаётся: там, где погода этому способствует, огонь быстро охватывает огромные площади.
Масштабы пройденных огнём территорий однозначно говорят о том, что, если лето будет сухим и жарким, Сибирь ждёт новая пожарная катастрофа. Как, впрочем, и остальные регионы нашей страны.
Почему государство не справляется с пожарами в самом начале сезона?
Во многом потому, что оно эти пожары просто не видит. Видит оно только те пожары, которые как-либо отражаются в официальных сводках, а потом и в регулярной лесопожарной статистике. Именно по этим данным оцениваются масштабы пожаров, с которыми приходится бороться. А если основная доля пожаров ни в какие сводки и ни в какую статистику не попадает, если официально их не существует, то и финансировать борьбу с ними государство не будет, тем более в кризис. В результате необходимые силы и средства просто не доходят до пожарных.
В начале пожароопасного сезона в официальной статистике по пожарам вообще почти ничего не отображается. Связано это как с укоренившейся привычкой чиновников ко лжи и показухе, так и с особенностями охраны от пожаров некоторых категорий земель:
Откуда приходит огонь?
В начале пожароопасного сезона горят в первую очередь открытые территории, которые быстро прогреваются солнцем. По сухой траве огонь очень быстро разносится ветром на огромные расстояния. Массово горят и молодые леса, в особенности на заброшенных землях сельхозназначения. Не только потому, что их специально поджигают, чтобы избежать штрафов и изъятия земель, но и потому, что они ближе всех к людям, а человек — главный источник огня на природных территориях.
Вот и получается, что большинство весенних пожаров начинается на тех землях и в тех лесах, в которых пожары по действующему законодательству или по заведённым традициям нигде не учитываются. А с этих территорий огонь уже переходят на официальные леса, торфяники, поселения и инфраструктуру.
Сейчас горят в основном степные и лесостепные территории, открытые продуваемые территории. Именно такие пожары представляют наибольшую опасность для людей и инфраструктуры, распространяются они очень быстро, и подразделения пожарной охраны не всегда успевают вовремя на них отреагировать. Кроме того, травяных пожаров просто очень много: у регионов нет сил, чтобы потушить все.
Чтобы понять, насколько незначительную площадь пожаров на природных территориях «видит» официальная статистика, сравним данные из трёх источников: результаты анализа космоснимков MODIS и VIIRS с учётом термоточек, показания о лесных пожарах в автоматизированной системе дистанционного мониторинга Рослесхоза и официальные сводки Авиалесоохраны.
Из всей площади, пройденной лесными пожарами на землях всех категорий, в официальную сводку попало меньше полутора процентов, а из площади действующих лесных пожаров — всего полпроцента.
Вот почему наше государство хронически не справляется с тушением ландшафтных пожаров: оно их просто не видит. Из тех площадей, которые сейчас охвачены огнём в регионах Сибири, в официальную сводку попадает примерно одна двухсотая часть. Поэтому и делает государство в начале сезона примерно столь же малую долю того, что должно делать для реального обеспечения пожарной безопасности на природных территориях.
В наших с вами силах сделать так, чтобы пожаров, на которые у страны не хватает сил, было меньше. Если леса, растущие на сельхозземлях, получат официальный статус, их точно будут меньше жечь: у собственников будет стимул их сохранить и беречь от огня, пришедшего извне. Подпишите нашу петицию, потребуйте, чтобы люди, выращивающие лес на своей земле, имели на это право.