читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
«Яндекс.Еда», «Лента», «О’Кей», РЖД и другие компании пытаются переходить на более экологичные материалы. Этого требуют покупатели и ситуация — планета завалена одноразовым пластиком. Но часто решения бизнеса ошибочны — они переходят на биоразлагаемую упаковку, которая в реальности редко разлагается. В итоге бизнес тратит больше денег на закупку «экоупаковки», а покупатели остаются обманутыми.
Надпись «биоразлагаемый» в большинстве случаев ничего не значит: иногда такую упаковку невозможно ни компостировать, ни переработать на заводе.
Вот примеры крупнейших сервисов доставки, ретейлеров и других российских организаций, которые используют или продают упаковку с приставкой эко.
«Яндекс.Еда» предлагает своим партнёрам покупать «экоупаковку» и отмечает рестораны, которые её используют, как экологичные.
Часть «экоупаковки» «Яндекс.Еды» сделана из PLA-пластика. Информации о сертификатах, подтверждающих состав, на сайте сервиса нет, но будем считать, что нас не обманывают. PLA пластик полностью биоосновный (plant-based), его можно компостировать в промышленных условиях.
Чтобы упаковка, отмеченная как компостируемая, разложилась на безопасные для окружающей среды вещества, её необходимо помещать в специальные условия. В России нет системы повсеместного сбора и промышленного компостирования органических отходов, а условия, которые естественным образом создаются на полигонах, не подходят для биоразложения.
Если компания начинает использовать контейнеры или пакеты из компостируемого пластика, то должна организовать систему сбора такой тары и упаковки, а затем централизованно отправлять её на заводы по промышленному компостированию.
Однако ни один из ресторанов-партнёров сервиса, ни «Яндекс.Еда» не забирают эту упаковку у покупателей и не сдают на компостирование, а значит она попадёт на полигон и не будет там разлагаться. Хуже того, покупатели могут выбросить её в лесу, считая, что упаковка безопасна для природы и животных.
Гипермаркеты «Лента» и «О’кей» предлагают своим покупателям заботиться о природе и использовать биоразлагаемые пакеты. Эти пакеты имеют австрийскую маркировку OK compost INDUSTRIAL и международную маркировку Seedling. Оба этих знака говорят о том, что пакет можно компостировать в промышленном компостере.
Поскольку в России нет системы компостирования, покупателям некуда сдать такие пакеты. Ретейлеры тоже не принимают их обратно. В итоге биопакеты могут уехать на свалку, оказаться в лесу или попасть в переработку, испортив партию вторсырья. Ни в одном случае они не разложатся, а только навредят.
В «Сапсанах» РЖД используют «экопакеты» без маркировок.
На красном пакете написано «100% биоразлагаемый пакет» и стоит маркировка «2» — HDPE (полиэтилен высокого давления, такой знак обычно ставят на продукции из углеводородов) и знак несуществующей экомаркировки. Такая комбинация символов не даёт четкого ответа, является ли пакет биоразлагаемым на самом деле, знаки вообще противоречат друг другу. Если пакет изготовлен с добавлением биополиэтилена (то есть полиэтилена, изготовленного из растительного сырья), то он не биоразлагается, но его можно сдать в переработку. Если это обычный полиэтилен с окосразлагающей присадкой, то такой пакет точно не биоразлагаемый, переработать его невозможно, а со временем он рассыпается на микропластик.
На зелёном пакете вообще нет маркировок, а просто напечатано «100% биоразлагаемый пакет». Такие пакеты — это настоящий гринвошинг, то есть обман.
Даже сертифицированный биопакет не будет разлагаться на свалке — для разложения нужны особые условия — доступ кислорода, определённая температура и влажность. Поэтому использовать в России любые виды биополимеров чаще всего бессмысленно.
Для производства биопластиков с использованием биоосновы (крахмал, целлюлоза) нужны сельхозземли. То есть вместо выращивания еды там требуется производить одноразовую упаковку. Это неправильно, учитывая, что 820 миллионов людей на планете голодают.
Если «биоразлагаемые» пакеты или контейнеры попадают на производство вместе с перерабатываемыми пластиками, то могут загубить всю партию вторсырья и сломать оборудование.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в докладе «Биопластики и морской мусор» пришла к выводу, что переход на одноразовые товары с маркировкой «биоразлагаемый» не приведёт к значительному сокращению отходов, попадающих в морскую среду.
Хотя биопластики потенциально и могут разложиться в морской среде, животные могут успеть в них запутаться или съесть и погибнуть.
Биопластики не углеродно-нейтральные. Почти все биопластики в разной степени зависят от ископаемого топлива или выделяют парниковые газы в конце срока службы.
Если вам нужна экологичная упаковка, используйте многоразовую тару. Это лучшее решение, которое действительно помогает остановить рост свалок. В России уже есть примеры доставки в многоразовой упаковке.
Бывает, что вы забыли взять с собой кружку или контейнер, а купить еду нужно. Тогда лучше всего выбрать продукты в перерабатываемой упаковке. Узнайте, какие виды вторсырья принимают в вашем регионе, и выбирайте их. Из биопластиков можно использовать только тот, на котором стоит маркировка TUV Austria OK compost HOME или DIN-Geprüft Home Compostable. Такой биопластик можно положить в домашний компостер или компостную яму.
Greenpeace не рекомендует использовать в России биополимеры, чтобы заменить ими обычный одноразовый пластик. Лучшая альтернатива одноразовому — многоразовые товары, тара и упаковка.
Переработка тоже не может стать решением мусорной проблемы в мире и помогает лишь немного уменьшить растущее количество производимого пластика и его неизбежных отходов. Сейчас более 90 % всего произведённого пластика так и не перерабатывается. Гринпис работает над тем, чтобы в России ограничили производство и использование одноразового пластика — поддержите нашу работу.