menu Меню
Что произошло на Таймыре?
Ответы Greenpeace на основные вопросы по аварии в Арктике и как вы можете помочь
Олеся Викулова Блог
04/06/2020 5 минут
Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

Что произошло?

29 мая на ТЭЦ-3, принадлежащем ПАО ГМК «Норильский никель», произошёл разлив дизельного топлива: в почву и воду попало больше 20 тысяч тонн нефтепродуктов. Это первая (!) авария такого крупного масштаба в заполярной Арктике. В стране объявлен режим ЧС федерального уровня.

Из-за чего произошла авария?

Сейчас в причинах разбирается Следственный комитет, Росприроднадзор, Ростехнадзор и другие службы, но уже можно предположить, что к аварии привёл комплекс факторов.

Во-первых, это неустойчивый грунт из-за таяния вечной мерзлоты. Такая проблема характерна для Арктической зоны в условиях глобального изменения климата. Процессы наблюдаются уже давно, их интенсивность растёт. Поэтому компании обязаны проводить мониторинг грунтов и предотвращать возможное разрушение инфраструктуры.

Во-вторых, аварии можно было избежать, если бы соблюдались все правила промышленной безопасности при эксплуатации таких опасных объектов. Здесь, безусловно, есть и роль человеческого фактора.

В-третьих, к комплексу причин можно отнести отсутствие эффективного экологического и технологического надзора со стороны государства. Сейчас сложно провести внеплановую проверку предприятий — для этого необходимо получить разрешение прокуратуры.

Власти говорят, что для ликвидации аварии нужна пара недель. Это правда?

Сроки начального этапа ликвидации последствий аварии могут занять недели или месяцы, но в результате может быть собрано не более 10% нефтепродуктов. После ликвидации последствий компания должна подготовить проект по рекультивации пострадавшей окружающей среды. Восстановление почвенного покрова может занять несколько летних сезонов, ведь в условиях Арктики работать можно только в короткое лето. Но здесь важно понимать, что оставшиеся в природе нефтепродукты будут отравлять водные экосистемы ещё долгие годы.

Какова стоимость ущерба?

По расчётам Гринпис экологический ущерб только водным объектам на Таймыре превышает 6 млрд (без учёта повышающих коэффициентов). С их учётом, а также с учётом ущерба почве и атмосфере сумма может составить десятки миллиардов. Прокуратура усматривает в произошедшем признаки уголовного преступления.

Какой урон природе нанесёт эта авария?

В первую очередь пострадает ихтиофауна, то есть рыба. Сейчас предельно допустимые концентрации (ПДК) дизельного топлива в воде вблизи места аварии превышены в десятки тысяч раз, никакая рыба в этой зоне не выживет. Кроме того, могут пострадать птицы, которые садятся на воду, и животные, которые её пьют. Дизельное топливо осядет на дно и в период половодья загрязнит значительную территорию.

Чем опасно таяние вечной мерзлоты?

В зоне вечной мерзлоты находится большое количество зданий, хранилищ нефтепродуктов, нефте- и газопроводы, ядерные реакторы, которые находятся в зоне риска разрушения. По некоторым оценкам, уже сегодня из-за протаивания и деградации вечномёрзлых грунтов на нефтяных месторождениях Западной Сибири, в среднем, происходит около 7400 аварий в год, в том числе порядка 1900 в Ханты-Мансийском АО. Учёные предупреждают, что 45 % месторождений нефти и газа в российской Арктике находится в зоне высоких рисков, где прогнозируемое таяние вечной мерзлоты до 2050 года может нанести серьёзный ущерб инфраструктуре.

Ещё в 2009 году Гринпис опубликовал доклад с оценками рисков в результате таяния мерзлоты для нефтегазовой инфраструктуры.

Можно ли заменить дизельное топливо в Арктике?

Сейчас дизельное топливо — это основа промышленности в Арктике. Дизель используют на транспорте, так как он менее прихотлив, а также для получения электрической энергии на удалённых территориях. Разлившееся дизтопливо на ТЭЦ-3 было резервным. 

Риски, связанные с дизельным топливом, начинаются с момента его транспортировки: это тысячи километров пути до удалённых районов Севера. В этот момент может произойти разгерметизация цистерн, и тогда нефтепродукты попадут в хрупкую северную природу. Привезённое топливо хранится в различных по объёму резервуарах, которые расположены в том числе на вечной мерзлоте. Это потенциально также может привести к их разливу и загрязнению окружающей среды.

Альтернативой дизельному топливу может стать возобновляемая энергетика. Уже сейчас в российской Арктике есть успешные примеры использования ветровых и солнечных станций. Например, в Тикси недавно запустили ветростанцию. Норильский регион обладает одним из самых высоких потенциалов для развития ветроэнергетики. Ветровые станции могут производить электрическую энергию, которую также можно использовать для теплоснабжения. Стабильную выработку электроэнергии могут поддерживать литий-ионные батареи и водород, получаемый за счёт ветровой энергии.

Параллельно с заменой ископаемого топлива возобновляемой энергией необходимо исключить потери энергии — сейчас система её потребления крайне неэффективна. По оценкам генерального директора Центра энергоэффективности – XXI век И. А. Башмакова, только за счёт ликвидации проблем с отоплением и модернизации систем освещения в северных регионах можно было бы сэкономить 35–45 % электроэнергии. Потенциал экономии тепла ещё значительнее и вместе с утеплением фасадов зданий может достичь 60–70 %.

Как не допустить подобных ситуаций в будущем?

В приоритете должна быть экологическая безопасность, а не интересы бизнеса. Сейчас мы видим обратную ситуацию и страшный пример, к чему это может привести. Российское отделение Greenpeace отправило письмо в Правительство с требованиями:

  • Поручить Росприроднадзору РФ и Ростехнадзору РФ незамедлительно провести внеплановую проверку соблюдения законодательства (включая проверку соблюдения технических нормативов) на всех объектах в Арктике, содержащих значительное количество нефти или нефтепродуктов.
  • Обеспечить и взять под контроль объективное проведение расчётов вреда произошедшей аварии, а также взыскание этого вреда в полном объёме.

Также Гринпис направил обращение в Государственную Думу с требованием внести предложения по изменению действующих федеральных законов, которые бы включали:

  • отмену необходимости согласования с органами прокуратуры проведения внеочередных проверок в области охраны окружающей среды;
  • введение обязанности органов государственного надзора в области охраны окружающей среды проводить проверки при получении информации (как в виде обращений, так и в публикациях) о возможных существенных угрозах населению и окружающей среде;
  • введение ответственности сотрудников органов государственного надзора в области охраны окружающей среды при отказе от проведения проверок в указанных выше случаях.

Чем я могу помочь?

Авария на Таймыре показывает, что нельзя и дальше ослаблять экологическое законодательство. Уже сейчас мы видим, что система не работает, а предложения ассоциации российского крупного бизнеса по дальнейшему ослаблению экологического надзора и одобрение этих предложений правительством могут привести к ещё более печальным последствиям. Сейчас самое время задуматься над тем, чтобы усилить экологический надзор и предотвратить подобные катастрофы в будущем. С этим согласны уже 43 тысячи человек. Присоединяйтесь и вы.

Арктика климат нефть энергетика

Интересные публикации

Чёрная лагуна: как Маврикий пережил разлив нефти
2020 год стал «чёрной меткой» для всего мира. А ещё он оказался по-настоящему страшным для…
Олеся Викулова 21/11/2020
Камчатка. Что нового
Катастрофа на Камчатке произошла уже полтора месяца назад. По официальной версии массовая гибель донных организмов случилась из-за…
Ирина Скипор Василий Яблоков 16/11/2020
Новая Жизнь с торфяными пожарами
«Вот тут, где мы сейчас по сухому ходим и торф тушим, местные вспоминают, как рыбу…
Григорий Куксин 12/11/2020
Чего Greenpeace ждёт от нового министра?
Новым министром природных ресурсов назначен Александр Козлов. На что ему стоит обратить внимание в первую…
Виолетта Рябко 09/11/2020
Что означает указ президента о сокращении выбросов парниковых газов?
Президент подписал указ «О сокращении выбросов парниковых газов» 4 ноября. Разбираемся, что он означает и…
Веда Бальсунова Полина Каркина 05/11/2020

Инструкции

Какая ёлка экологичнее: искусственная или настоящая?
Живая ёлка — самая экологичная, при условии, что в декабре вы купили её в правильном…
Ирина Козловских 06/12/2018

Назад Дальше

keyboard_arrow_up