menu Меню
Что происходило во время экспедиции Гринпис на Таймыр после разлива дизельного топлива
Хроника
Ирина Скипор Блог
05/08/2020 6 минут
Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

23 июня

Транспортная полиция остановила сотрудников «Новой газеты» и Гринпис, планирующих поездку на реку Пясина. Формальная цель проверки — взять объяснения о капитанах лодок, наличии у них документов и права на управления лодками, об их взаимоотношениях с журналистами, стоимости услуг, цели поездки. Капитаны провели в полиции шесть часов. Представителям Новой и Гринпис пришлось перегрузить вещи с лодок и думать над другим способом добраться до места.

24 июня

Начало экспедиции «Новой газеты» и Гринпис.

Рыбаки, промышляющие на реке Пясина, сообщили, что рыбы нет уже две недели. Попадается одна-две за несколько суток, такого никогда не было.

25 июня

К месту нахождения экспедиции на реке Пясина прилетел вертолёт из Дудинки, на борту которого находились двое полицейских, представившиеся как оперуполномоченные отдела уголовного розыска ОМВД по Таймырскому Долгано-ненецкому району Малиновский Павел Романович и Бородин Дмитрий Павлович, и двое людей в гражданском, одного из которых впоследствии норильчане опознали как сотрудника ФСБ, а второго – как сотрудника департамента безопасности «Норникеля» Владимира Сазонова.

Полицейские влезли в лодку без разрешения (как оказалось позже, они похитили ключи зажигания), затем объявили, что намерены проверить вещи на наличие оружия, но делать этого не стали. Они искали капитана. На каждого из участников экспедиции они составили объяснительную с паспортными данными по поводу их причастности к предполагаемому нарушению, причём в бланке объяснительной была графа национальность (!). Они угрожали изъять лодку.

Осознав, что капитана они не дождутся, попробовали его найти, долго барражируя на вертолёте над ближайшим лесом. Найти никого не смогли, после чего забрали две канистры по 50 литров с горючим с нашей лодки и семь канистр по 30 литров из запасов местных жителей — итого 310 литров бензина. Канистры они загрузили на вертолёт. Свои действия они объяснили тем, что не могут позволить выйти лодке на воду, так как капитан, которого они ищут,  якобы отстранён от управления судном. Однако нашей лодкой управлял другой человек. 

25-26 июня

Отбор проб сотрудниками Гринпис. В местах реки Пясина, где вода застаивается, встречается грязная пена желтоватого оттенка, которая выглядит неестественно для природы, будто рядом промзона. Из-за задержки экспедиции силовиками пришлось торопиться и менять план отбора проб, так как надвигалась непогода.

«Мы едва успели проскочить опасный участок открытого пространства озера Пясино в условиях усиливающегося ветра и волнения. Несколько раз лодку сбивало с курса волной, водой слегка помяло лопасти пропеллера (при попадании большого количества воды лопасти ломаются, обездвиживая лодку)», — вспоминает сотрудница Greenpeace Елена Сакирко. В итоге не удалось отобрать пробы по левому берегу в центральной части озера Пясино, пришлось сделать это у правого берега. На космоснимках хорошо видно, что воды из реки Амбарная со всеми сопутствующими загрязнителями проходят именно вдоль левого берега.

Greenpeace Russia takes samples from the Pyasina River’s contaminated water. On the 29th of May 21000 tonnes of diesel fuel from the tank N3 of Norilsk Nickel power plant spilled into the Daldikan creek in Norilsk city.

27 июня

Первая попытка вывезти пробы с помощью депутата Мосгордумы Сергея Митрохина. Службы аэропорта постоянно ссылались на документы, по которым якобы нельзя вывезти пробы без согласования с «Норникелем», но так ничего и не предоставили. На спектрометре успели проверить около шесть проб из 13, они не показали опасных веществ, однако в итоге Сергею Митрохину запретили их вывезти: по словам представителя аэропорта, был анонимный звонок о попытке провоза горючих веществ этим рейсом.

28 июня

Скандальное вскрытие факта сброса хвостов Талнахской обогатительной фабрики в тундру.

29 июня

Вторая попытка провезти пробы. Замначальника службы безопасности аэропорта 50 минут искал документы, в том числе через Алису в Яндексе, которые могли подтвердить запрет вывоза проб. Из-за долгого поиска сотрудник Greenpeace Иосиф начал опаздывать на рейс и в итоге улетел без проб. В Норильске осталась сотрудница Greenpeace Елена Сакирко и представители «Новой Газеты». 

В лабораторию доставлена проба сброса из хвостохранилища.

30 июня

Третья попытка отправить пробы. 

Спектрометр показал наличие серы в семи пробах из 13. По словам специалиста химической лаборатории, сера со временем может выпадать из растворов, содержащих нефтепродукты, в том числе дизельное топливо. Это может объяснить, почему первый раз спектрогрометр не показал опасных веществ: они ещё не успели выделиться. 

Представители аэропорта запретили вывоз этих семи «опасных» проб и объяснили, что для их перевозки нам необходимо согласование транспортной полиции, паспорт проб и другие документы. Говорили, что служба безопасности «Норникеля» не имеет отношения к аэропорту и вывозу проб, но нужен полный пакет документов. Мы подробно узнали какие нужны документы и стали пытаться получить согласования по инструкции замначальника службы авиационной безопасности.

Фотограф Greenpeace улетел с шестью «чистыми» пробами. 

По указанию службы безопасности аэропорта, представитель Гринпис обратился в Роспотребнадзор, а также оформил паспорт на пробы. Но в ведомстве ответили, что первый раз слышат о необходимости брать у них разрешение. Сотрудник Гринпис возвратился в службу безопасности аэропорта, где ему посоветовали обратиться в транспортную полицию. Там также ответили, что они не имеют отношения к этой процедуре. Гринпис в третий раз возвратился в службу безопасности аэропорта, паспорт и пробы приняли для транспортировки специализированной компанией, упаковали в деревянный ящик и оставили в аэропорту вне контроля Гринпис и «Новой Газеты».

На ютьюб-канале «Норильчане» вышло видео с мёртвой рыбой на реке Пясина.

1 июля

Сотрудница Greenpeace Елена Сакирко улетела из Норильска. Тем же рейсом отправились семь проб, которые доставляла транспортная компания.

Важное дополнение

В августе 2016 года после транспортировки багажа Гринпис России (лодки и моторы к ним) транспортной компанией через аэропорт Норильска повредились лодочные моторы: в топливной системе оказалась ветошь, в системе воздухозабора — песок и камни, оборваны провода. При этом внешняя упаковка моторов не носила признаков явного взлома или другого нарушения. В результате экспедиция Гринпис по реке Енисей в рамках проекта «Арктический патруль» оказалась на грани срыва.

2 июля

Первая партия проб доставлена в лабораторию.

9 июля

Новое свидетельство местных жителей о сбросе Норникелем сточных вод в Пясинский бассейн.  

12 июля

Новый разлив 44 тонн топлива под Норильском в Тухарде при перекачке.

20 июля

Вторая партия проб, которую отправляли водным путём тоже без контроля Greenpeace, доставлена в лабораторию.

август

Не превышающее ПДК, но значимое содержание нефтепродуктов обнаружено в пробе воды с правого берега реки Пясина, а также в пробе с правого берега реки Таловая (эта проба отбиралась как контрольная в километре от впадения в реку Пясину). Необходимо отметить, что нефтепродукты вообще не входят в состав компонентов, типично представленных в природных водных объектах: их попросту не должно там быть.

© Константин Мшагский/Greenpeace

Проба сброса с Талнахской обогатительной фабрики показала превышение ПДК анионных поверхностно-активных веществ (АПАВ) примерно в 50 раз (по рыбохозяйственному нормативу). Такие превышения могут привести к цветению водоёмов, снижению концентрации растворённого кислорода и увеличению содержания сероводорода. Вода становится непригодна для жизни типичных для этих мест представителей флоры и фауны. Возможна существенная смена видового состава. Воду также проверяли на загрязнение металлами, было обнаружено значительное содержание железа, в три раза превышающее ПДК по рыбохозяйственному нормативу. Также обнаружено и повышенное содержание серы. 

Арктика катастрофа климат энергетика

Интересные публикации

ClimateCareUprising: мир объединился в защиту климата
В этом году активисты призывают правительства помочь людям оправиться от разрушительных последствий Covid-19 и нарастающего…
Олеся Викулова 28/09/2020
Моя личная ядерная катастрофа
Где произошла первая ядерная катастрофа в нашей стране? Я знал ответ на этот вопрос с…
Константин Фомин 27/09/2020
День климатических протестов в Москве
25 сентября Москва присоединилась к международной акции в поддержку климата. Активисты Fridays For Future совместно…
Олеся Викулова 25/09/2020
«Всемирный день без автомобиля» без автомобиля
Таким образом Европейская Комиссия хочет добиться климатической нейтральности. Greenpeace предложил главам Европейского союза план декарбонизации…
Олеся Викулова 22/09/2020
Что такое экотревожность?
Куда смотрит Гринпис? · Что такое экотревожность? Слушайте нас на Яндекс.Музыкe, Apple podasts, Google podcasts, Soundcloud, ВКонтакте и Castbox. Американская ассоциация психологов…
Виолетта Рябко Ирина Скипор 18/09/2020

Инструкции

Какая ёлка экологичнее: искусственная или настоящая?
Живая ёлка — самая экологичная, при условии, что в декабре вы купили её в правильном…
Ирина Козловских 06/12/2018

Назад Дальше

keyboard_arrow_up