читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
В выходной день и профессиональный праздник, День археолога, на шихане Куштау творится самый настоящий беспредел. С раннего утра на гору и в лагерь активистов прибывают автозаки, гружённые сотрудниками ОМОНа.
Лагерь разгромлен, людей без разбора вытесняют с шихана, силовики идут на башкирских активистов стройной сомкнутой колонной, уволакивают внутрь колонны (далее — в автозак) всех, до кого удаётся дотянуться, в том числе женщин и пожилых жителей республики. Защитные маски с обеих сторон выглядят как насмешка. Коронавирус сегодня сменили дубинки.
Психологическая защитная реакция «Кто станет делать такое из-за мирного протеста в лесу?!» тут не работает. Больше 8 часов граждан России бьют дубинками и утаскивают в автозаки. У журналистов, прибывших на помощь активистам, отнимают технику, вырывают из рук телефоны. Провластные СМИ и даже обычно объективные журналисты распространяют фейки.
Если вы рациональный человек, не стремитесь жать на кнопку «поделиться», если видите насилие со стороны людей в защитной форме, и хотите разобраться, что за нарушителей порядка в субботу понадобилось выгонять с общедоступной горы с помощью ОМОНа, я разложу эту ситуацию по крайне грустным полкам. Первое и самое важное, что нужно знать о протестах на Куштау: действия представителей Башкирской содовой компании, частной охранной компании и силовиков на шихане незаконны, от и до.
«В Башкирии есть несколько уникальных природных объектов, три горы известнякового происхождения. Эти выдающиеся объекты имеют некое сакральное значение для жителей. Раньше их было четыре, но в 1950-е годы было принято решение добывать известняк на этой территории», — рассказывает Михаил Крейндлин, руководитель программы Гринпис по особо охраняемым территориям.
Шиханы — уникальные известняковые горы на юге Башкортостана — остатки рифов древних морей. Они сильно отличаются от окружающих степных ландшафтов. Благодаря этому, на них образовались уникальные сообщества растений и животных.
Разработка первого шихана, Шахтау, привела к его полному уничтожению. Сейчас работы на Шахтау практически закончены, и компания начала искать новый источник сырья.
Продолжать добывать известняк Башкирская содовая компания планирует на соседнем шихане Куштау — для производства соды устаревшим и неэкологичным способом. Это не единственный вариант производства, и далеко не самый оптимальный.
«На самом деле, для производства соды известняк нужен только для одного — он сжигается для получения углекислого газа, и есть технологии, в которых вообще известняк не применяется. Сначала компания хотела себе другой шихан Торатау, потому что он ближе находится к заводу. При этом заявляла, что Куштау ему не подходит. Но Торатау имеет статус памятника природы, поэтому ему отказали. Руководство Республики приняло решение, компромиссное с их точки зрения, отдать Куштау, выдав разрешение на разработку», — объясняет Крейндлин.
Жители республики не первый год добиваются для Куштау статуса особо охраняемой природной территории. Так как этот шихан, в отличие от «соседей» — Торатау и Юрактау, пока не имеет никакого охранного статуса, в прошлом году башкирские учёные провели исследование горы и нашли там свыше 40 животных и растений, занесённых в Красную книгу, что само по себе запрещает разработку этой горы. Перечень редких и исчезающих видов на Куштау занимает 44 страницы А4. Обращались биологи и к руководству республики, но Радий Хабиров решил их проигнорировать.
Российское законодательство (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «О животном мире») прямо запрещает проводить действия, ведущие к разрушению среды обитания краснокнижных видов.
3 августа на шихане появились люди в камуфляжной форме. Начали рубить деревья, огородили площадки под будущие делянки приступили к подготовительным работам. Вместе с рабочими прибыли сотрудники ЧОП «Вершина» и полицейские. Навстречу им начали собираться жители близлежащих деревень и города Стерлитамак. Защитники Куштау встали перед техникой БСК живым щитом. Содовики не спешили уходить из лесопарковой зоны, пришлось разбить палаточный лагерь, попросить помощи у сми. Полиция с самого начала встала на сторону нарушителе закона, начались задержания активистов.
15 августа в лагерь активистов вновь прибыла полиция и ЧОП. Но не одна, а в сопровождении ОМОНа. И с автозаками, в которых к данному моменту увезли более 40 человек. Есть пострадавшие среди мирного населения. Более 8 часов силовики вытесняют жителей республики с шихана. Техника прошлась по лагерю, полиция не вмешивается и не помогает активистам. Кто-то проткнул ёмкости с водой, поэтому воды в лагере больше нет. Сотрудники БСК вновь устанавливают свой забор в лесопарковой зоне.
Согласно Лесному кодексу запрещено ограничивать общедоступное пользование лесами, кроме как для производства в лесу опасных работ. А поскольку работы незаконны, то и действия по ограничению прав пребывания граждан в лесу тоже незаконны. Мы обратились в Генпрокуратуру, но пока ответа нет.
Михаил Крейндлин, руководитель программы Гринпис по особо охраняемым природным территориям
В Стерлитамаке, Уфе и других городах России (и даже за рубежом) проходят пикеты и онлайн-забастовки в поддержку защитников шихана Куштау. У сотрудников российской полиции и к ним возникают вопросы.
Разработка шихана Куштау и вырубка деревьев под добычу ископаемых в местах обитания краснокнижных видов животных и растений противоречит федеральному законодательству. Действия ОМОНа на шихане не могут быть законными.
Нашим с вами согражданам, защитникам Куштау нужна максимальная огласка. Они имеют право на мирный протест, имеют право на благоприятную окружающую среду и на цивилизованный диалог. А сейчас на шихане происходит беспредел и молчать об этом нельзя.
Происходящее фиксируют телеграм-каналы активистов https://t.me/kushtay и https://t.me/save_shihan