В Госдуме начинается обсуждение нового бюджета на три следующих года, и мы передали руководству страны наши требования увеличить финансирование лесной охраны и лесного хозяйства в целом, чтобы значительно усилить систему лесопожарной профилактики и тушения.
С таким призывом мы обратились к правительству ещё в июне, когда в стране случился небывалый и необычно ранний пик лесных пожаров. Наше обращение поддержали больше 60 тысяч человек со всей России.
Недостаток людей, техники, топлива, самолётов и вертолётов для доставки лесных пожарных приводит к тому, что сил не хватает даже на пожары относительно близкие. Пожары, которые нужно тушить, чтобы не терять леса, дома и людей, чтобы жители городов и деревень за тысячи километров от пожаров не задыхались от удушливого дыма.
А пожары удалённые вообще приходится не тушить. Именно на эти пожары-«отказники» приходится основная доля площадей лесных пожаров в нашей стране. Прежде всего таких «отказников» должно стать меньше. И Минприроды в этом году даже объявило о сокращении площади зон контроля — тех самых, которые тушить «экономически нецелесообразно». Но финансировать охрану охрану этих территорий не стало.
Мы напомнили правительству, что пересматривать зоны контроля — правильно. Но если не увеличивать при этом бюджет на борьбу с пожарами, пересмотр теряет смысл: сейчас и на те территории, где надо тушить, сил не хватает, что уж говорить о том, когда таких земель станет больше.
Мы живём в новой климатической реальности: горят всё более северные территории, дым от лесных пожаров в этом году продержался в якутских городах и посёлках вплоть до конца сентября. Уже середина осени, а торфяники в Нижегородской области всё продолжают дымить, только что сильно горела Воронежская.
Тем, что внесло в Думу проект нового бюджета, в котором лесное хозяйство в следующем году и ещё примерно на три года предлагается оставить на том же уровне финансирования, абсолютно недостаточном, как и сейчас. А с учётом инфляции — охрана лесов в ближайшие три года станет ещё беднее.
Ответ правительства — это бомба замедленного действия, которая снова взорвётся летом 2021 года. Это уже случилось в 2020 году: летний пик лесных пожаров начался на месяц раньше обычного, горело в это время в несколько раз больше, чем в катастрофическом прошлом году.
«Государство явно не справляется с этой бедой, — считает руководитель противопожарного отдела российского Greenpeace Григорий Куксин. — Но несмотря на то, что множество людей потребовало усилить лесную охрану, дать на неё больше денег, пока мы видим, что государство считает проблему пожаров недостаточно острой и что борьба с пожарами вовсе не требует каких-то кардинальных изменений».
Мы надеемся, что депутаты всё-таки прислушаются к голосам десятков тысяч сограждан, которые подписали обращение к правительству.
Необходимо добиться от государства пересмотра бюджета на охрану лесов от пожаров. Распространять информацию (в том числе и этот блог), обращаться к правительству и Государственной Думе, привлекать к проблеме лесных пожаров максимальное внимание общества, журналистов и блогеров.
«Ну и, конечно, надо готовиться к сложному сезону следующего года, — говорит Григорий Куксин. — Раз государство не выделяет достаточных сил, то, с одной стороны, мы продолжим добиваться выполнения наших требований, а с другой — надо больше делать самим, развивать добровольческие группы, которые занимаются тушением и просвещением. Потому что наша общая задача — не сгореть».
Вы тоже можете бороться с пожарами — стать добровольным лесным пожарным. Или поддержать работу добровольцев пожертвованием.