читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Мы старались выбирать пляжи, где мало отдыхающих и не проводятся регулярные уборки. Помимо традиционных бутылок, крышечек и трубочек, нам часто попадалась турецкая упаковка, пластик с морскими жителями и детские игрушки из супермаркетов. Рассказываем, почему эти находки нас встревожили ещё больше.
На берегу мы нашли упаковку от йогуртов, шоколадок, бутылки и крышечки, а также целый презерватив. Этот пластиковый мусор приплыл к нам из Турции. Из Сочи до ближайшего турецкого порта в Трабзоне на пароме можно добраться примерно за 12 часов, а на скоростном катере — за четыре. Морской транспорт работает сезонно, ходит только несколько месяцев в году и не каждый день. Пластик при этом на расписание не смотрит, он путешествует каждый день и летом, и зимой и добирается до берегов Краснодарского края. Правда, по пути он может встретиться дельфину, который примет его за еду.
Мусор в Чёрное море, конечно, приходит не только из Турции. С российских берегов и из рек в море попадает намного больше мусорных фрагментов, которые потом образуют целые «острова» — в 2019 году группа исследователей зафиксировала более 450 таких скоплений.
Вместе с пластиковым мусором мы находили и морских обитателей, поселившихся в крышечках, на раскрошившихся бутылках и других кусках пластика. Чаще всего нам попадались раковины морских желудей. Обычно их можно найти на камнях, на бортах кораблей, иногда даже на растениях и теперь всё чаще на пластиковом мусоре. Также нам попадались фрагменты, обжитые мидиями. Кстати, они страдают из-за пластика не меньше рыб и морских млекопитающих. Согласно ирландскому исследованию, из-за высокой концентрации пластиковых частиц в воде мидии сильно ослабевают и теряют примерно половину своей способности прилипать к поверхностям.
Мы нашли на берегах Скрепышей — «Магнит» раздаёт эти маленькие игрушки за покупки. Сеть с неприкрытой радостью делится, что с начала октября выдала покупателям более 181 миллиона Скрепышей. Их мы потом находим на берегах, они плавают в море, и по ошибке их может проглотить птица.
Скрепыша можно получить за покупку от 400 рублей, поэтому, как говорит сама же сеть, из-за них покупатели стали увеличивать число товаров в корзине. Получается, ради пластиковых игрушек люди покупают ненужные продукты. Они часто становятся излишними и отправляются на свалки, где будут разлагаться и выделять метан, который влияет на изменение климата.
— Ещё один сланец? Откладывайте для меня, я потом сложу их сюда, в этот мешок, — каждый раз я кричала ребятам, если замечала в их руке очертание тапочка. Собранную обувь я хотела выложить от самого нового до разложившегося. И у меня получилось.
На пляж в Шепси волны вынесли целый обувной магазин: там были сланцы, босоножки, тапочки для дома и улицы, кроссовки, аквашузы, зимний ботинок и стельки. Некоторые из них были в хорошем состоянии, а какие-то уже успели поплавать, побиться о камни и обрасти водорослями. Мне особенно запомнились две одинаковые балетки на левую ногу: цвет, размер и дизайн – совпадало всё.
По нашей методике мы отмеряем стометровый участок на берегу и собираем на нём весь мусор. Позже мы его сортируем, считаем и взвешиваем каждую категорию отдельно. Мы хотим показать, сколько разнообразия можно вытащить с береговой линии всего за 100 метров.
На берегу Чёрного моря мы заметили, что очищенный нами пляж уже через час покрывается новыми бутылками, крышками, упаковкой и намертво запутавшимися верёвками и влажными салфетками в водорослях — волны выносят мусор ежеминутно. Теперь, кажется, стоит считать найденный мусор не за стометровый отрезок, а за час.
Мы можем изменить методику и собирать ещё больше мусора с побережий, но от этого его меньше не станет — никакие уборки не помогают. Может помочь лишь запрет одноразового пластика.