Сейчас я живу с семьёй в Егорьевске в Московской области, и этим летом мы с командой открыли в городе музей мусора «Музмус».
Задумали проект летом 2019 года, было желание не только лично наводить порядок в нашем посёлке, близлежащих лесах, но и приобщать людей, возвращать их к осознанию прямой зависимости поступков и последствий. Каждый из нас покупает-выбрасывает-покупает-выбрасывает, и каждый вносит свой вклад в переполненность полигонов, загрязнённость лесов и всего кругом.
Год мы создавали экспонаты из подручных материалов, всего что находилось в быту. Кое-что покупали на Авито и Юле (например, старый манекен). Покрышки для мусорозавра забирали в шиномонтаже. Пластиковые крышечки привозили даже из Турции, пока с дочкой там отдыхали, собирали на пляже и в гостинице.
Мы стараемся исходить из «презумпции невиновности»: люди ведут себя так, как их воспитали. Поэтому экскурсия в музее —просветительская. Мы удивлены, например, видеть недоумение на лицах при рассказе о том, что влажные салфетки — это пластик, и разбросанные по лесу, они пролежат там сотни лет, хоть и расползутся на волокна.
Экспонаты в музее расставлены в логике экскурсии: сперва мы говорим об актуальности проблемы и показываем состояние природы и планеты. Затем показываем, что необязательно заваливать детей китайскими игрушками, есть поделки из природных материалов и вторсырья — доступное удовольствие. Потом переходим к тому, что не у всех очумелые ручки, и нужно прежде всего сокращать потребление. Но если никак или предел — давайте поддерживать раздельный сбор. Идём по основным видам фракций: металл, алюминий, стекло, макулатура, батарейки, пластик, покрышки и наконец даже сам человек (испанская биоурна для захоронения человеческого праха).
Сейчас у нас проблемы с финансированием, ещё пришлось временно закрыться из-за пандемии. Но городская администрация обещала нам помочь. Планов на развитие у нас много.
С Гринпис я познакомилась летом 2010 года, когда были особенно сильные лесные пожары. Тогда я помогала в сборе средств и оборудования для добровольных пожарных и погорельцев. Потом две осени участвовали с мужем и младшей дочкой в расчистке противопожарных просек в Окском заповеднике.
А после семинара Гринпис по организации лесопитомников все годы выращиваю в своём огороде дубы, а потом сама отвожу на объявленные посадки в лесничества или передаю туда свою рассаду. Подписываю многие петиции Greenpeace и по возможности оказываю небольшую материальную помощь.
Любовь к пожарному делу была у меня с детства. Я бредил пожарной охраной, но семья не отпустила меня «на службу»: боялись потерять.
Время шло, жизнь текла, но, как говорится, не было бы счастья, несчастье помогло. Все помнят «горячее» лето 2010 года. После него в 2011 году вышел закон о добровольной пожарной охране.
Через несколько лет я приехал на дачу и задумался, какая там ситуация с пожарной безопасностью. Сейчас я начальник добровольной пожарной дружины в своём садоводческом некоммерческом товариществе (СНТ). За три года я перезарядил существующие и докупил новые первичные средства пожаротушения, создали «уголок пожарной безопасности» для населения. Мы приобрели пожарную мотопомпу и рукава со стволами. Проводим профилактические рейды по предупреждению пожаров.
Работы хватает каждый день, это даёт результаты: в 2018 году был один пожар в СНТ: баня сгорела, тушили вызванные нами пожарные. В 2019 году два возгорания потушили своими силами без привлечения профессиональной пожарной охраны. В этом году потушили пал травы вне нашей территории — помогли приехавшим пожарным. На территории СНТ ни одного возгорания не было.
Мы продолжаем следить за пожарной безопасностью даже в период пандемии, занимаемся профилактической работой с населением. Дело мне моё нравится, отступать я не собираюсь.
Я написала производителю соуса «Сэн-сой», когда заметила, что они перешли на пластиковую упаковку своих соусов. В пластиковых бутылках срок хранения соусов меньше, ещё туда добавляют консервант. Я предложила не отказываться окончательно от стеклянной упаковки, а сравнить продажи продукции в пластике и в стекле.
Результат: ассортимент соусов «Сэн-сой» стал значительно шире, и все наименования продаются в стеклянных бутылочках! Значит, моё предложение приняли, оценили интерес покупателей к соусам без консервантов в стеклянной упаковке (даже при более высокой розничной цене) и изменили свою маркетинговую политику!
Я работаю в Институте биофизики СО РАН, занимаюсь физиологией растений. Институт находится в Академгородке Красноярска, там есть лесопарк, который уже более пяти лет восстанавливают волонтёры. Берёзовая роща стареет, деревья падают, а девелоперы очень хотят этот лес застроить. В Красноярске очень грязный воздух, вырубать деревья в этой ситуации — преступление.
Весной я на регулярной основе стала участвовать в обновлении лесопарка. Мы не только сажали, но и ухаживали за саженцами: поливали и пропалывали, убирали вокруг них мусор.
Этим летом мы заметили, что появилось много новых травянистых видов краснокнижных, стало больше птиц. Я давно работаю здесь, через лес ходила, но не видела столько редкостей раньше. Мы мечтаем придать статус особо охраняемой природной территории этому лесу, чтобы никто не посмел покушаться на место отдыха и прогулок.
Посадка и уход за деревцами — физически тяжёлый труд, но он очень заряжает позитивом. Для меня важен этот проект, потому что я люблю природу, считаю своим долгом участвовать в восстановлении и защите природы. Причём делается это не только ради природы, но и ради людей. Я вижу благодарность на лицах пожилых прохожих, которые видят, как мы трудимся. И вижу результаты труда прошлых лет.