читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Почти весь мусор россиян оказывается на полигонах — переработки недостаточно, чтобы спасти страну от мусорного кризиса. Свалки уже сейчас занимают площадь, сопоставимую с территорией Швейцарии, которая с каждым днём будет только увеличиваться. И уже через год в 17 регионах на свалках закончится место, а через три — ещё в 15.
Но мусора меньше не станет — его объёмы будут расти на 1—2% в год. А с новым мусором появятся и новые полигоны и мусоросортировочные комплексы, на строительство которых уйдут миллиарды из государственного бюджета.
На мусоросортировочные комплексы обычно попадают все смешанные отходы, где их сортируют вручную, чтобы выделить вторсырье для переработки. Правда, у таких комплексов невысокие показатели: только 7% вторсырья можно отобрать из общей массы отходов.
Не только строительство новых полигонов, но и ликвидация старых дорого обходится бюджету. В России сейчас более девяти тысяч несанкционированных свалок и полигонов, которые нужно рекультивировать. В ближайшие четыре года планируют закрыть 191 из них — и только на это выделили 124 миллиарда рублей. Представьте, сколько необходимо потратить денег, чтобы ликвидировать остальные тысячи свалок.
Кроме того, по всей стране появятся и новые мусоросжигательные заводы (МСЗ). Именно с помощью них в России планируют решать проблему отходов. Уже к концу следующего года в Московской области и Татарстане построят пять таких комплексов. И объёмы мусора действительно начнут сокращаться.
Но они превратятся в токсичную золу и шлаки, а выбросы от сжигания станут отравлять людей. Платить за такие объекты частично будет и население из-за повышения коммунальных платежей.
А через шесть лет ещё 25 заводов планируют построить по всей стране. Там, где россияне дышат горным и морским воздухом, куда едут лечиться и пить нарзан и куда стремятся, чтобы посмотреть на белые ночи: заводы могут появиться в Сочи, Кавказских Минеральных Водах, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и других крупных городах. И это обойдётся в 600 миллиардов рублей.
Сторонники строительства МСЗ утверждают, что при современной фильтрации заводы безопасны для здоровья. Но фактически таких заводов не существует. Все они выделяют токсичные вещества, причем обычно это даже не скрывают: всё прописано в проектах по строительству. Диоксины, диоксид серы, тяжёлые металлы, включая ртуть и свинец — лишь часть того, что выбрасывают заводы. А позже этим дышим мы.
Даже еда, которую выращивали рядом с МЗС или только провезли мимо, может уже быть загрязнена токсичными веществами. Такие продукты опасны не только для живущих рядом, но и для всех, кто возьмёт их с полки в магазине. Правда, отравление вредными веществами невозможно заметить сразу — новообразования или проблемы с репродуктивной функцией могут проявиться через несколько лет.
Пока Россия планирует избавляться от мусора в печах, в Европе делают ставку на сокращение отходов. Еврокомиссия не рекомендует строить новые МСЗ, а существующие будут облагать налогами и советуют постепенно закрывать.
В 2018 году Генпрокуратура признала, что токсичные вещества с полигонов и свалок угрожают здоровью более 17 миллионов россиян. Свалки горят и выделяют сажу, канцерогенные вещества и тяжёлые металлы. Такой дым опасен для людей.
Живущие близко к свалкам чаще сообщают о гриппе, раздражении глаз и общей слабости. А тем, чьи дома находятся в пяти километрах от свалок, МСЗ и полигонов, грозит повышенный риск астмы, туберкулёза, диабета и депрессии.
Из-за выброса сероводорода в феврале 2018 года на полигоне возле Волоколамска у жителей появились высыпания, тошнота и отёки. Это привело к митингам, дежурствам активистов у полигона, судебному процессу между Роспотребнадзором и полигоном «Ядрово». Компенсировать моральный вред жителям отказались.
Мусорный кризис в России поможет решить ограничение оборота одноразовых товаров и предотвращение образования отходов. Такие меры прописаны в «Зелёном курсе России», который разработал Greenpeace вместе с общественными организациями, экспертами и учёными. Переход на него может снизить количество мусора на 60% к 2050 году. Так планета будет чище, люди — здоровее, и причин для социальной напряжённости станет меньше.
И тогда не нужно будет строить новые полигоны и МСЗ, а часть средств можно перенаправить на создание инфраструктуры оборотной тары и упаковки.