читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Федеральное агентство по рыболовству заявило 22 марта, что запрет на вылов косаток и белух продлят до 2023 года. Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков подчеркнул, что ОДУ (общий допустимый улов) для китообразных ни для научно-исследовательских, ни для культурно-просветительских целей устанавливать не будут.
Китообразных вылавливали под предлогом культурно-просветительских целей, а на самом деле продавали в океанариумы, чаще всего — китайские. Этот бизнес начал быстро развиваться в России в прошлом десятилетии. Только с 2013 по 2017 год в Китай было продано 15 косаток и десятки, а, возможно, и сотни белух, выловленных в дальневосточных морях.
Во время вылова киты запутываются в сетях, пытаясь защитить сородичей, что часто приводит к сильным травмам и даже гибели животных. Создать условия содержания китообразных в неволе, даже отдалённо напоминающие дикие, невозможно.
При этом вылавливали в основном краснокнижных плотоядных косаток, которых в наших морях осталось всего несколько сотен особей. Продолжение такого отлова, с учётом того, что ловят в основном молодых животных, привело к тому, что они оказались на грани исчезновения.
Вылов белух и косаток приостановили в 2019 году в самый разгар скандала в Приморском крае. В 2018 году 11 косаток и 90 белух выловили в Охотском море и разместили в «китовой тюрьме» в Приморье, где животные в ужасных условиях ждали продажи в океанариумы.
Китов выпустили на свободу только после многомесячных протестов, нескольких миллионов подписей людей под петициями и прямого вмешательства президента России. К петиции против вылова косаток и белух тогда присоединились российские и зарубежные звёзды, в частности, Леонардо ди Каприо, Жан-Мишель Кусто (сын исследователя Жак-Ива Кусто) и Памела Андерсон. С требованием запретить отлов китов к Роспотребнадзору обращалась Международная группа биологов-специалистов по китообразным.
Позже, в апреле 2020 года, во время Государственной экологической экспертизы Росрыболовство сообщило, что планирует в 2021 году позволить вылов четырёх косаток и 10 белух в научно-исследовательских и контрольных целях. Но тогда активная позиция граждан и учёных помогла остановить эти планы.
Сейчас Россия остаётся единственной страной, где всё ещё разрешено ловить косаток и белух для индустрии развлечения.
Запрет перестанет действовать в 2023 году и не факт, что его продлят, российское законодательство все еще позволяет ловить морских животных коренным народам, а также в научных и культурно-просветительских целях. Для этого нужно получить разрешение на отлов от Росприроднадзора, который выдаёт его на основании установленного Росрыболовством ОДУ.
Greenpeace и другие общественные экологические организации добиваются введения полного запрета на вылов китообразных и в развлекательных, и в просветительских целях.
«Мы считаем, что сейчас нет необходимости в изучении косаток и белух с применением отлова. Для мониторинга состояния популяций можно проводить учёты, фотоидентификацию и использовать дистанционные методы сбора биопроб (биопсия, дроны и так далее)», — комментирует ведущий эксперт Greenpeace России Оганес Таргулян.
Запрет на вылов только на ближайшие годы Росрыболовство объясняет ожиданием ужесточений требований к содержанию морских животных после их отлова. «Иными словами, это только временная передышка для животных. Это можно сравнить с оттепелью, в то время как все мы ждём весну. Весну, когда нам не нужно будет каждый год с тревогой следить, не попали ли киты снова в ОДУ, когда не нужно будет снова готовить петиции и письма, когда на вылов всех китообразных будет наложен реальный запрет», — подытожил Оганес Таргулян.
Мы принимаем пожертвования только частных лиц, людей, которым не всё равно, сохранится ли для нас и для для наших детей прекрасная природа России. Вы тоже можете сделать свой вклад и поддержать российский Greenpeace пожертвованием. Ваша постоянная поддержка нам очень нужна. Она даёт уверенность, что с нами неравнодушные люди, которые понимают, одобряют и делают возможной нашу работу.