читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Недавно я разговаривал со знакомой журналисткой и рассказал ей, что добровольцы из Северо-Западного региона едут в противопожарную экспедицию в Калининградскую область, откуда журналистка родом. «А что такое противопожарная экспедиция?» — спрашивает она. Объясняю: «Группа ездит по области и тушит пожары, когда поджигают траву». «А что, у нас есть пожары?» — недоумевает моя знакомая.
Есть, и ещё какие. И если журналистка не знает, что есть пожары, то жители деревень в Калининградской области не знают, что устраивают эти пожары именно они. Что жечь траву не нужно. И даже запрещено законом.
Да они там сидят в Думе и не знают ещё что придумать! Это возмущается сельчанин средних лет. Это же кучка мусора, трава, не пластик. Его соседка без тени смущения, разговаривая с добровольцами, поджигает траву прямо у забора: ну да, будем убирать траву старую, сжигать, мы каждый год так делаем.
«Мы вот сколько лет тут поджигаем, у нас тут ничего опасного нет. А что, вот в этом дерьме жить?» — возмущается пожилая женщина, а тем временем подожжённая трава горит прямо под одеждой, которую повесили сушиться… «Клещей меньше будет!» — убежден ещё один сельчанин. Он стоит прямо у многометровой кромки огня, идущей вдоль дороги.
Да, всё это мы слышим каждый год. И ещё много разных других причин, даже, например, что потом удобнее будет рыбу ловить. Что надо убрать лес на сельскохозяйственной земле, а то оштрафуют. Что трава иначе не вырастет. Интересно, как она что ни год вырастает, скажем в Финляндии или Литве, где старую траву жечь не принято?
Таких «уборщиков» старой травы, а если назвать вещи своими именами, то попросту поджигателей наши пожарные добровольцы встречают по всей стране. Вот буквально несколько дней назад в Хакасии патруль сотрудников Greenpeace, инспекторов особо охраняемых территорий и добровольных лесных пожарных наткнулся на владельца турбазы, расчищавшего территорию с помощью горелки, несмотря на то, что в республике введён особый пожароопасный режим и открытый огонь запрещён повсеместно.
Самое страшное, что люди уверены, что контролируют ситуацию, но достаточно сильного порыва ветра — и всё пойдёт не так. Уже идёт. В Воронежской области огонь подошёл к деревне и сжёг восемь домов и другие постройки в селе Мечетка. В Астраханской области горел заповедник. Тысячи гектаров горят в Приморье. Пожары в Челябинской области, Забайкалье и ещё много где.
В прошлом году к 15 мая пожар прошёл по территории в 13,5 миллиона гектаров. И тут никак не получится свалить вину на грозы. Это всё то, что принято называть безликим выражением «человеческий фактор». Ну вот, сегодня можно увидеть лица этого фактора.
Пока люди будут жечь, ни пожарные, ни добровольцы не будут поспевать тушить. Единственный выход — перестать жечь траву. Тем более, что благодаря нашим с вами усилиям с 2015 года это запрещено.
Вы тоже можете помочь, если будете рассказывать людям, что жечь траву нельзя. Если остановите поджигателя, если сообщите о пожаре. И конечно, вы можете поддержать наших пожарных добровольцев.