menu Меню

Россия начнёт регулировать выбросы парниковых газов

Что не так с новым законом и почему его стоит доработать
Олеся Викулова Блог
20/04/2021 3 минуты
Узнай, чем занимается Гринпис Узнать Узнай, как ты можешь помочь природе Действовать

читать и обсуждать наши публикации в телеграме

читать и обсуждать в телеграме

Сегодня в Госдуме в первом чтении был принят законопроект об ограничении выбросов парниковых газов. Он предусматривает ряд нововведений, по которым компании, на чью долю приходится значительная часть выбросов парниковых газов, должны будут вести обязательную ежегодную отчётность о выбросах. Помимо этого предполагается введение налогового стимулирования экологических и природоохранных проектов. Казалось бы, многолетнее ожидание такого закона должно было обрадовать природоохранные организации. Но не всё так просто.

Почему закон стоит доработать. Позиция Greenpeace

Greenpeace приветствует запуск углеродного регулирования в России. Однако данный законопроект можно назвать компромиссом с довольно туманными перспективами. Серьёзно повлиять на снижение выбросов парниковых газов в России он не поможет. 

На это есть несколько причин:

  • Один мониторинг без реальных мер по ограничению выбросов (путём установки целевых показателей сокращения выбросов по секторам экономики) не может привести к реальному вкладу в борьбу с глобальным изменением климата. В то время как миру необходимо снижать выбросы парниковых газов на 7,6% каждый год, чтобы избежать климатической катастрофы, нашим предприятиям потребуется несколько лет, чтобы хотя бы начать считать свои выбросы. А это неприемлемое промедление.
  • На данный момент в законопроекте отсутствует плата за выбросы парниковых газов. Введение углеродного налога по принципу «загрязнитель платит» было бы гораздо более эффективным механизмом, который мог бы стимулировать бизнес сокращать выбросы в процессе производства, а потребителей – в процессе потребления путём выбора товаров с более низким углеродным следом (такие товары были бы более конкурентоспособны в ситуации введения углеродного налога).
  • «Климатические проекты» не должны быть сфокусированы только на поглощении выбросов природными экосистемами, поскольку такое поглощение не может перекрыть любые неограниченные выбросы в других секторах. В первую очередь необходимо делать ставку на сокращение выбросов везде, где это технически возможно. И только если достигнут технический предел — компенсировать поглощением. 
  • Реализуя проекты, связанные с поглощением парниковых газов природными экосистемами, необходимо учитывать только те, которые действительно увеличивают поглощающую способность экосистем: это сохранение диких лесов (прежде всего так называемых малонарушенных лесных территорий), повышение эффективности охраны лесов от пожаров, а также развитие лесоводства на землях сельскохозяйственного назначения.
  • Выполнение климатических соглашений в странах – торговых партнёрах России в отсутствие системы учёта и регулирования парниковых газов может привести к потерям за счёт дополнительных платежей на экспортируемую продукцию: по оценкам KPMG, потери от введения трансграничного углеродного регулирования при негативном сценарии могут составить до 50,6 млрд евро в период с 2022 по 2030 год. 

«Нашей стране нужны реальные меры по снижению выбросов парниковых газов, которые дают более конкретный и стабильный эффект: ускоренное развитие возобновляемых источников энергии, достижение энергоэффективности, электрификация транспорта и производственных процессов, переход к циклической экономике, стимулирование людей к климатически дружественному образу жизни, особенно в части сокращения углеродного следа от перемещения на самолётах и личных автомобилях, а также в результате перепотребления продуктов животного происхождения».


руководитель климатического проекта Greenpeace в России Василий Яблоков

Эти и многие другие меры зафиксированы в программе «Зелёный курс России», которую Greenpeace разработал с участием большого числа общественных организаций и экспертов. России необходимо поставить цель по достижению углеродной нейтральности к 2050 году.

климат

Интересные публикации

7 неочевидных последствий климатического кризиса
Одни из проявлений климатического кризиса — это стихийные катаклизмы, природные пожары, вымирание животных и волны…
Анастасия Бызова Анастасия Елфимова 14/08/2022
Почему сжигать отходы в котельных — это не экологичное решение мусорного кризиса
В России ежегодно перерабатывают не более 7% твёрдых коммунальных отходов (ТКО), большинство попадает на свалки или полигоны,…
Анна Крюкова Полина Каркина 03/08/2022
Зелёная энергетика в опасности
С 1 июля 2022 года Правительство России отменило льготное технологическое присоединение к электросетям. Теперь его…
  27/07/2022
Смогут ли регионы России адаптироваться к климатическому кризису?
В международной практике есть два основных направления действий по борьбе с климатическим кризисом: Смягчение последствий…
Полина Каркина 26/07/2022
В России изменились климатические нормы
В июле Гидрометцентр установил новые климатические нормы в России. Учёные актуализировали их с учётом изменения…
Анастасия Елфимова 19/07/2022

Инструкции

Куда жаловаться на неправильную утилизацию отходов с животноводческих комплексов
Строительство и эксплуатация крупных животноводческих комплексов — проблема многих регионов. Основная претензия живущих рядом с…
Анастасия Елфимова 18/02/2022
В моём городе ввели режим «черного неба» — что делать?
14 января в Красноярске и других сибирских городах был введён режим «черного неба». Почти каждый…
Виктория Глущенко 28/01/2022
16 советов как экономить энергию в квартире
Рациональное использование ресурсов уже давно волнует как мировых политиков и климатологов, так и обычных жителей.…
Олеся Викулова 01/09/2021

Назад Дальше

keyboard_arrow_up