menu Меню

Электрокар в России: мечта или реальность

Где заряжают свои автомобили водители Ульяновска и почему они больше никогда не вернутся на бензин 
Виолетта Рябко Блог
08/10/2021 6 минут
Узнай, чем занимается Гринпис Узнать Узнай, как ты можешь помочь природе Действовать

читать и обсуждать наши публикации в телеграме

читать и обсуждать в телеграме

Ульяновск известен тем, что стал первым городом, где появился промышленный ветропарк, завод по производству лопастей для ветряков и больницей, крыши которой усыпаны солнечными панелями. Российский Гринпис посетил город в рамках экспедиции, цель которой выяснить, как в России развиваются зелёные технологии. 

В Ульяновске развивается и движение электромобилистов, сейчас по городу ездит уже больше 100 машин. Мы встретились с одним из активных представителей ульяновского сообщества электромобилистов Артёмом Тимофеевым и расспросили, есть ли проблемы с подзарядкой, думают ли водители об экологическом аспекте и не хотят ли вернуться к бензину.

Зарядки

Когда я покупал электрокар, у меня было много мифов, которые развеялись в первые две недели. Один из них: где заряжаться. Теперь могу сказать, что сделать зарядку дома вполне реальная история, и все владельцы электрокаров так и поступают. Первый вариант: протянуть кабель из квартиры и повесить обычный металлический ящик с замком, а в нём на металлическом профиле разместить розетку. Тут есть нюансы: если кабель тянуть по стене, то нужно получить разрешение каждого из жильцов, по наружной стене квартиры которого этот кабель будет проложен, и разрешение старшего по дому. Если кабель пустить по воздуху, нужно только решить вопрос, на какой земле можно установить блок с розеткой. 

Но ещё проще — договориться вывести отдельный счётчик от домового на столб во дворе или к платному парковочному месту, которое арендуешь. 

Если электричества не будет хватать, то можно поменять проводку в квартире на более мощную и написать заявление в управляющую компанию, что нужно не 16 ампер, а 32. Это всё несложно сделать. Тогда можно одновременно и машину заряжать, и чайник кипятить, и стирать. В частном доме это вообще просто организовать. 

В Ульяновске сейчас есть возможность подзарядиться и вне дома на медленной и быстрой зарядке (за 30–40 минут). Одна из них отчасти работает от зелёной энергии: на крыше торгового центра, где она располагается, есть солнечные панели, энергия от которых идёт в общую сеть. Быстрая зарядка стоит около 450 рублей. Для некоторых зарядок нужен переходник. Но все в основном пользуются своими домашними зарядками, зарядки по городу нужны на крайний случай.

Солнечные панели на крыше торгового центра, где есть зарядка для электромобилей

Экология

Все хвалят евро 5 и евро 6, но никто не хочет засунуть себе в салон трубу с выхлопами и дышать. Конечно, электромобили не спасут планету, плюс есть вопрос с переработкой батарей. Но при использовании машина вообще не выделяет вредных выбросов, это уже хорошо. Если нет возможности отказаться от автомобиля, то хотя бы так вносить свой вклад.

Мы в чатах наших сообществ электромобилистов время от времени поднимаем эту тему. Но могу сказать, что люди покупают машины в первую очередь из-за экономии, а потом уже задумываются об экологии. У такой машины нет выбросов, и со временем ты начинаешь чувствовать запахи всех автомобилей вокруг, в пробке смрад ударяет в нос. То же самое со звуком: привыкаешь, что в машине тихо, а у других и громко, и дымит, и воняет. Раньше ты этого не замечал, потому что был как все, не с чем было сравнить. Так приходит и понимание проблемы загрязнения воздуха и других проблем.

Экономия

Сейчас во многих регионах России нет налога на электрокары. Обслуживания машины почти нет: раз на 30 тысяч километров поменять воздушный фильтр, а на 100 тысяч — масло в редукторе. Машина едет по-другому, поэтому хоть из расходников это подвеска, покрышки и тормозные колодки, которые, кстати, ходят по 100–150 тысяч километров за счёт того, что в машине активно используется рекуперация (накопление энергии обратно в батарею из-за торможения электромотором). 

У меня в месяц на подзарядку машины уходит максимум 1000 рублей, при том что запас хода у меня 200 км, а заряжаю я раз в два дня. 

Если заряжать машину дома, то экономия сейчас по сравнению с бензиновой в 10 раз, а если использовать платные быстрые заправки, где можно зарядиться за 30-40 минут, то экономия меньше, но она всё равно есть, хотя со временем это может измениться. Зарядным станциям тоже нужно зарабатывать, это всё-таки бизнес в первую очередь.

Только Tesla? 

Когда я сел за руль Tesla, то не хотел больше садиться ни в какую машину, в ней просто всё идеально. Но на самом деле мало кто может себе её позволить, плюс в России есть проблема: при ввозе мы должен заплатить половину стоимости сверху таможне, в той же Беларуси и Украине все иначе — как купил в Америке, практически по той же цене и привёз. 

Самый массовый и бюджетный электромобиль в мире на сегодня — это Nissan Leaf. Есть также Kia Soul EV, Volkswagen e-Golf — электроверсии бензиновых машин, так, кстати, поступают все больше компаний. По ценам б/ушная Tesla стоит 2,5-3 млн, новая — от 5 и выше. Тот же новый Nissan Leaf стоит от 1,8 млн, с пробегом можно купить от 400 тысяч. 

Самое важное при покупке подержанной машины — смотреть на состояние аккумулятора, чем ближе он к 100%, тем лучше, и чтобы машина не была в ДТП.

Путешествия 

Два основных приложения, которые показывают места для зарядки, это Plugshare и Abetterrouteplanner (ABRP). Инфраструктуры в России пока очень мало, по городу это не создаёт особых сложностей, потому что все заряжаются дома, а вот между городами — большие проблемы, особенно на машинах с маленьким запасом хода. Поездки в другой город превращаются в путешествия. Конечно, это зависит от машины. На Tesla из Ульяновска можно даже в Москву доехать без проблем с одной дозарядкой в Нижнем Новгороде, а вот на моём Nissan Leaf это уже займёт несколько дней.

Артём Тимофеев на первой промышленной ветростанции в России

Но мне это не мешает путешествовать, даже с семьёй, маленькими детьми и котом — обычную розетку 220В можно найти практически везде. Заряжаю машину на АЗС, шиномонтажах или в кафе, редко отказывают. Как правило, людям интересно и они без проблем разрешают зарядить машину. Ситуации, чтобы машина просто разрядилась посреди трассы, крайне маловероятны, я заранее вижу, что нужно уже искать место для подзарядки. И куда бы ты ни приехал, машина вызывает очень большой интерес, постоянно и очень много людей подходят и интересуются, просят рассказать и прокатить.

Электрокары — только часть решения проблемы загрязнения воздуха в городах. Основным решением является развитие чистого общественного транспорта, пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Кроме того, чтобы снизить выбросы парниковых газов для зарядки аккумуляторов необходимо использовать зелёную энергию, а это возможно только при массовым внедрении ВИЭ. Переход к зелёным технологиям является комплексной и сложной задачей, но другого пути справиться с климатическим кризисом у нас нет. Поддержите Зелёный курс.

экопривычки энергетика

Интересные публикации

Интервью: малые ГЭС в Кабардино-Балкарии
Климатическая команда российского Гринпис продолжила свою экспедицию, чтобы узнать, как отдельные регионы переходят на климатически…
Олеся Викулова 25/11/2021
Солнечные батареи в Ставрополе
Команда климатического проекта российского Гринпис продолжает серию экспедиций по регионам России. И очередной остановкой для…
Олеся Викулова 20/11/2021
COP26: итоги
13 ноября в Глазго закончилась 26-я Конференция ООН по климату (COP26), в рамках которой страны…
Олеся Викулова 15/11/2021
Как организовать раздельный сбор в офисе 
Спасать планету от мусора можно не только у себя дома, но и в офисе. Всё…
Мария Фаворская 09/11/2021
Убьёт ли нас воздух
В прошлом месяце Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала обновлённые глобальные рекомендации по качеству воздуха (предыдущая…
Олеся Викулова 08/11/2021

Инструкции

Как организовать раздельный сбор в офисе 
Спасать планету от мусора можно не только у себя дома, но и в офисе. Всё…
Мария Фаворская 09/11/2021
16 советов как экономить энергию в квартире
Рациональное использование ресурсов уже давно волнует как мировых политиков и климатологов, так и обычных жителей.…
Олеся Викулова 01/09/2021
Солнечная батарея для дачи: в чём плюсы и как сэкономить?
Сегодня сложно представить дома в Европе и США без солнечных панелей. Так, в одном из…
Олеся Викулова 29/04/2021

Назад Дальше

keyboard_arrow_up