читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Как мы уже рассказывали в тексте про ульяновскую экспедицию, обычно Гринпис отправляется в поездки на места катастроф, нефтеразливов и других бедствий, но эта экспедиция оказалась другой. Этой осенью команда климатического проекта начала серию экспедиций по регионам России, чтобы проверить, как идёт переход в разных частях нашей страны на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и какие нововведения уже произошли за последние годы. А результаты нашей работы мы зафиксируем в многосерийном документальном фильме о ВИЭ.
Руководительница пресс-службы российского отделения Greenpeace Виолетта Рябко поговорила с главврачом больницы в посёлке Ишеевка Беззубенковым Сергеем Николаевичем и узнала, как солнечные панели позволяют экономить до миллиона рублей в год на электроэнергии и почему эти панели помогли спасти жизни.
Как появились солнечные панели на крыше больницы?
Идея проекта возникла ещё в 2015 году, а установка панелей завершилась в конце 2017 года. И с 2018 года они начали работать в том формате, в котором мы их видим сейчас. По факту эти панели сейчас дают экономию около четверти от всей потребляемой мощности больницы в течение всего года. Если говорить в актуальных цифрах, то сумма экономии составляет порядка одного миллиона рублей в год при общих расходах порядка 4-4,5 миллиона в год. При этом выработка электроэнергии напрямую зависит от погодных условий и колеблется в зависимости от времени года.
Насколько это выгодно, если смотреть с начала запуска проекта до нынешнего момента?
Я посмотрел по годам. Аналитику можно привести за четыре года – падения энергии у нас не было. И мы растём в экономии. Но это тоже объяснимо. Если в 2018 году мы сэкономили порядка 900 тысяч за год, то в 2019 — порядка миллиона, и в 2020 – около 1 200 000 рублей. Это связано с повышением тарифов (от автора: благодаря солнечным панелям повышение тарифов меньше влияет на больницу). Поскольку мы измеряем в мегаваттах и эффективность у нас растёт.
Как планировался этот проект?
Была проведена колоссальная работа по подготовке документации, согласованию — поскольку этот проект уникальный, аналогов ему в России точно не было.
Приходилось изучать не только техническую информацию, инженерные сети, согласования с подключением, но и нормативную базу, как мы это можем разместить.
Сталкивались ли с какими-то проблемами в процессе или уже после запуска?
В солнечный период в первой половине дня потребность в электричестве у нас не так высока — работает только операционное и наркозное оборудование. Потребление утром у нас меньше, чем вырабатывают солнечные панели. И возникает такая проблема, что при существующих счётчиках вся лишняя энергия, которую мы отдаём в сеть, нам засчитывается как потреблённая. То есть мы её отдали, а нам записали, что её потребили. Это главная проблема. И поэтому мы вынуждены снижать мощность солнечных батарей, чтобы излишки не уходили в общую сеть. То есть солнечные батареи автоматически выключаются при уменьшении потребности и не работают на полную мощность. В среднем, у нас выработка 100 мегаватт в год с трёх корпусов — порядка 33-35 идёт с одного корпуса.
А какое может быть решение проблемы? Пытались ли уточнить, что можно сделать?
Проблемы остаются и решить их на уровне регионов, зачастую, не представляется возможным. Поскольку здесь генерирующие компании, по сути, являются монополистами, мы выходили на контакт с ними, и с их стороны энтузиазма я не вижу.
Дело в том, что мы уже приобрели индивидуально изготовленные под нас специальные реверсивные счётчики, которые считали бы отданную в общую сеть энергию днём, а вечером мы бы забирали эту энергию назад, когда возникает потребность. К сожалению, договорённостей достигнуто не было. Законодательно какие-то моменты пока решить сложно.
Конечно, по солнечным панелям есть вариативность в зависимости от погоды.
Но не стоит забывать, что мы являемся социальным и стратегическим объектом, где мы питаемся из нескольких источников. И это как раз позитивный момент резервного питания.
Были ли у вас экстренные ситуации, где солнечная энергия особенно пригодилась?
Таких ситуаций у нас практически не возникает по причине того, что мы запитаны через несколько сетей. Но даже если случится какой-то форс-мажор, где две независимые сети упадут, мы будем питаться от солнечных панелей.
Такая ситуация была несколько лет назад, и никто из пациентов не пострадал. Это было буквально на 10 минут, когда отключились все сети: и основная, и резервная — и в тот момент автоматикой вся мощность пошла на солнечные панели. Благодаря этому реанимационные пациенты так и продолжали дышать с помощью аппаратов. Конечно, это редкие случаи, когда происходят техногенные катастрофы. Но от этого нельзя быть застрахованным, и это как раз один из моментов стратегической безопасности. Вопрос надёжности техники всегда остаётся открытым: вне зависимости от того, какие технологии ты имеешь. И если вместо трёх страховочных систем у тебя есть ещё четвёртая — это только плюс.
Но есть же грязные технологии, ТЭЦ вокруг, которые влияют на здоровье людей. Что скажете, как врач?
Конечно, ничего не дымит, но общепризнанный факт, что выбросы влияют на здоровье. Да и расход энергоресурсов, которые исчерпаемы. А солнечные панели — возобновляемый источник энергии, который раз поставил и, по сути, только собираешь энергию.
И к вопросу влияния на окружающую среду — программный комплекс наших установок позволяет посмотреть фактическую экономию в тех ресурсах, которые мы не потребили и не выбросили. Это порядка 321 тонны СО2. Это то, что мы имеем за время использования комплекса.
Вы считаете, что это будущее для России?
Это будущее нашей планеты, не только России. В плане России, нашего района — я могу сказать в цифрах. Инсоляция или среднегодовая мощность света на один квадратный метр у нас составляет более 1250 Вт на кв метр. В Европе этот показатель тысяча. У нас вообще довольно высокая инсоляция — на уровне Краснодарского края. И за этими бережливыми технологиями стоит будущее.
Вопрос в том, насколько это будет именно в социальных объектах, где высокое потребление электроэнергии и площадь крыш зданий не всегда позволяет разместить подобные комплексы. Но за этим, конечно, будущее.
Ульяновская область действительно стала передовым регионом по развитию возобновляемой энергетики, но не единственным в России. Прямо сейчас в нашей стране реализуются проекты в сфере зелёной энергетики, и мы продолжим исследовать их и рассказывать вам об этом. Чтобы вы так же, как и мы убедились, что зелёное будущее России реально.
Оформите регулярное пожертвование, чтобы мы смогли продолжать нашу работу и планировать следующие поездки. Таким образом вы сделаете вклад в наше общее зелёное настоящее и будущее.