читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Шотландский Глазго, где сейчас проходит конференция ООН COP26, стал климатической столицей мира. Кто и о чём на ней ведет переговоры? Мы подготовили небольшой разбор, чтобы вам было проще ориентироваться в хитросплетениях климатической дипломатии.
Темой изменения климата десятки лет занимались в основном учёные. На международный уровень она вышла лишь в 1988 году, когда Всемирная метеорологическая организация и Программа ООН по окружающей среде создали Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК).
В 1990 году МГЭИК выпустила свой первый научный доклад об изменении климата и возможных сценариях будущего. Собственных исследований МГЭИК не проводит — её эксперты обобщают выводы тысяч статей в реферируемых научных журналах со всего мира. Новые версии доклада выходят каждые несколько лет, на подходе уже шестая. Эти доклады очень объёмны, поэтому для лидеров стран, которые принимают политические решения, готовятся «краткие» резюме — десятки страниц вместо сотен и тысяч.
Первый доклад МГЭИК стал основой для Рамочной конвенции ООН по изменению климата, самого первого международного соглашения по этой проблеме, которое в 1992 году на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро подписали 154 страны. Чтобы конвенция вызвала меньше споров, составители сделали её максимально расплывчатой и мягкой.
Например, снизить выбросы к 2000 году до уровня 1990 года должны были лишь 38 стран с развитыми экономиками (в том числе и страны бывшего СССР). Хотя никакого наказания для тех, кто не выполнит это условие, предусмотрено всё равно не было. И всё же этот документ очень важен как отправная точка для всего дальнейшего международного сотрудничества.
Рамочная конвенция вступила в силу в 1994 году, а со следующего года страны, её подписавшие, начали проводить конференции, посвящённые воплощению этого договора в жизнь. Назывались эти мероприятия «конференциями стран-участниц», Conference of the Parties, те самые COP.
С 1995 года COP проводятся ежегодно, исключение сделали только для коронавирусного 2020-го. Именно на этих конференциях страны — участницы Рамочной конвенции принимают все важнейшие решения. Когда были заключены другие важные климатические договоры, Киотский протокол и Парижское соглашение, их участники стали проводить переговоры тоже во время COP.
Помимо правительственных делегаций, в COP также участвуют тысячи представителей общественных организаций со всего мира. Статус наблюдателей не даёт им права голосовать, но они всё равно заметно влияют на принятие решений.
Уже на первой COP стало ясно, что цель по снижению выбросов в Рамочной конвенции слишком мягкая и не поможет реально бороться с изменением климата. Киотский протокол, принятый в 1997 году, ужесточил цели по снижению выбросов для развитых государств и ввёл механизмы по контролю за соблюдением обязательств.
Однако вскоре выяснилось, что этот договор забуксовал. Его отказались ратифицировать США, которые были недовольны тем, что он не накладывает ограничения на развивающиеся государства, лидирующие по выбросам (в первую очередь — Китай). Россия, Япония и Новая Зеландия не стали брать на себя новых обязательств, а Канада вовсе вышла из соглашения.
Всё это привело к тому, что общий уровень выбросов парниковых газов с 1990 по 2010 год вырос на 31%, хотя доля выбросов стран с развитыми экономиками снизилась с 56% до 39%. Киотский протокол нужно было чем-то заменить.
Попытка принять новое соглашение на смену Киотскому протоколу, которое бы учло рост выбросов в развивающихся странах, была предпринята во время конференции стран — участниц Рамочной конвенции ООН по изменению климата в 2009 году в Копенгагене. Вместо жёстких целей страны-участницы должны были брать на себя добровольные обязательства.
В результате Копенгагенское соглашение поддержали 114 стран, однако его посчитали разочарованием как представители гражданского общества (многих из которых не допустили на конференцию и задержали во время протестов на городских улицах), так и лидеры развивающихся стран, которые сильнее всего страдают от климатического кризиса. И всё же от этого договора, который сегодня мало кто помнит, была польза: некоторые его положения проложили дорогу к Парижскому соглашению.
Парижское соглашение, которое в 2015 году подписали 195 стран и Европейский Союз, учло недостатки предыдущих. В отличие от Рамочной конвенции и Киотского протокола, в нем нет разделения на развитые и развивающиеся страны: обязательства для всех стран однородны, при этом есть возможность учесть особенности развития разных стран. Участники сами ставят себе цели по снижению выбросов и каждые пять лет отчитываются об их исполнении, стараясь постепенно делать их всё более амбициозными.
В Парижском соглашении тоже нет никаких санкций для тех, кто не соблюдает обещаний, из-за чего у некоторых государств может появиться соблазн «проехать безбилетником». К счастью, по результатам первой пятилетки бóльшая часть лидеров по выбросам всё-таки усилилa свои обязательства.
Правда, этих мер пока всё равно недостаточно, чтобы достичь цели Парижского соглашения и ограничить рост глобальной средней температуры на уровне 1,5 °C. Если расчёт тех, кто проектировал Парижское соглашение, верен, то с каждой пятилеткой государства будут доверять друг другу всё сильнее и ставить всё более амбициозные цели.
От конференции в Глазго общество ждёт, что страны договорятся, как воплотить парижские договоренности в жизнь, чтобы всё-таки остановить климатический кризис. Пока мы наблюдаем, что наводнения, засухи, волны экстремальной жары увеличиваются, а пожары усиливаются. В конференции участвует и Greenpeace (здесь коллеги подробно рассказали о том, чего ждут от конференции), и Climate Action Network, где я работаю сейчас (вы можете следить за новостями с COP26 в нашем Telegram-канале).