читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
В прошлом месяце Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала обновлённые глобальные рекомендации по качеству воздуха (предыдущая версия вышла в 2005 году).
В документе ВОЗ приводит доказательства вреда, который наносит грязный воздух здоровью людей, опираясь на новые исследования о влиянии угарного газа на риск астмы и сердечно-сосудистых заболеваний
Согласно заявлению экспертов, загрязнение воздуха — причина более семи миллионов смертей в год (это сопоставимо со смертностью от курения). ВОЗ предлагает ужесточить нормативы, снизив предельно допустимые концентрации для основных загрязняющих веществ.
Сравнение рекомендаций ВОЗ по допустимому загрязнению воздуха от 2005 и 2021 годов с российскими нормативам (СанПиН).
Основные загрязняющие вещества (ВОЗ 2021) | максимальная разовая концентрация, мкг/м³ |
ВОЗ 2005 | ВОЗ 2021 | СанПиН 1.2.3685-21 | |
Твёрдые частицы <2.5 мкм | 160 | ||
Твёрдые частицы <10 мкм | 300 | ||
Диоксид азота | 200 | 200 | |
Углерода оксид (угарный газ) | 5000 | ||
Диоксид серы | 500 | 500 | |
Озон | 160 |
Максимальная разовая концентрация — предельно допустимая концентрация вещества в момент измерения.
Основные загрязняющие вещества (ВОЗ 2021) | среднесуточная концентрация, мкг/м³ |
ВОЗ 2005 | ВОЗ 2021 | СанПиН 1.2.3685-21 | |
Твёрдые частицы <2.5 мкм | 25 | 15 | 35 |
Твёрдые частицы <10 мкм | 50 | 45 | 60 |
Диоксид азота | 25 | 100 | |
Углерода оксид (угарный газ) | 4000 | 3000 | |
Диоксид серы | 20 | 40 | 50 |
Озон | 100* | 100* | 100* |
Среднесуточная концентрация — предельно допустимая концентрация вещества, усреднённая за сутки.
* в расчёте на 8 часов
Основные загрязняющие вещества (ВОЗ 2021) | среднегодовая концентрация, мкг/м³ |
ВОЗ 2005 | ВОЗ 2021 | СанПиН 1.2.3685-21 | |
Твёрдые частицы <2.5 мкм | 10 | 5 | 25 |
Твёрдые частицы <10 мкм | 20 | 15 | 40 |
Диоксид азота | 40 | 10 | 40 |
Углерода оксид (угарный газ) | 3000 | ||
Диоксид серы | |||
Озон | 60** | 30 |
** шесть месяцев подряд
В приведённой таблице можно заметить, что особое внимание ВОЗ обращает на твёрдые частицы диаметром менее 10 (РМ10) и 2,5 (РМ2,5) микрон (мкм). Это та самая сажа, которая образуется при горении: она способна вызвать и усугубить респираторные заболевания, а также негативно влияют на сердечно-сосудистую систему. В 2013 году Международное агентство ВОЗ по изучению рака (МАИР) признало частички сажи канцерогенами.
ВОЗ называет основным источником сажи сжигание углеводородного топлива. Наиболее подвержены воздействию загрязнённого воздуха жители тех стран, где в качестве основного источника энергии используют ископаемое топливо, как это происходит в России. На российскую статистику также повлияли рекордные лесные пожары 2021 года.
Также аналитика подтвердила, что ископаемое топливо — это одна из причин климатического кризиса.
Действующие российские нормативы значительно слабее тех, что предлагает ВОЗ. Для примера, среднесуточная предельно допустимая концентрация (ПДК) для загрязняющих веществ ниже примерно в 2-3 раза, среднегодовые — в 3-5 раз. Кроме того, Роспотребнадзор продолжает ослаблять требования к чистоте воздуха: в 2021 году среднесуточную ПДК для диоксида азота снизили более чем в два раза.
Даже эти невысокие нормативы довольно часто нарушаются. Это большая проблема таких городов, как Чита, Красноярск, Омск, Челябинск, в которых загрязнители периодически достигают столь высоких концентраций, что объявляется режим «чёрного неба».
К сожалению, рекомендации ВОЗ не имеют юридической силы, а носят лишь рекомендательный характер: это ориентир для правительств при составлении и корректировки национальных и международных нормативов.
Российское отделение Greenpeace ещё в 2020 году вместе с партнёрами разработало программу «Зелёный курс России». Она предлагает меры, позволяющие постепенно отказаться от сжигания ископаемого топлива. Это улучшит качество воздуха и здоровье людей, а также снизит нагрузку на климат. Первые шаги к чистому воздуху — это развитие возобновляемых источников энергии и инфраструктуры безуглеродного общественного транспорта.
Вы также можете приблизить эти изменения, если поддержите нашу петицию.