читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Московские чиновники долгое время размышляли над тем, что делать с мусором в столице — в те годы на свалки попадало 4 миллиона тонн отходов каждый год. Переработку, конечно, тогда ещё не развивали.
В марте 2008 года правительство Москвы одобрило проект постановления «О развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами в г. Москве». Согласно ему, к 2015 году в столице должны были построить заводы для сжигания 3 миллионов тонн мусора ежегодно.
Постановление хотели утвердить без огласки, но оно просочилось в СМИ и всколыхнуло москвичей. Стало понятно, что витавшие много лет в воздухе идеи об МСЗ в каждом округе Москвы начинают воплощаться в жизнь.
Жители скооперировались мгновенно: они отправляли сообщения против принятия проекта постановления на электронную почту и пейджер администрации города. Сотрудники Гринпис помогали распространять информацию по рассылкам, через блоги и в письмах сторонникам организации по всей стране. Как можно больше людей должны были узнать о планах чиновников.
В результате власти всё же одобрили проект, а СМИ промолчали — по словам свидетелей тех событий, им не удалось найти никаких новостей. Жители сами обнаружили документы в юридических базах (речь идет о таких базах, как «Консультант Плюс» или «Гарант»).
Тогда появилась первая инициативная группа в Зеленограде, её основал местный житель Павел Носиков. Он узнал о планах строительства случайно — постановление ему прислал знакомый. Сначала Павел не планировал ничего делать, а позже осознал серьёзность проблемы. Он создал сайт, петицию и стал рассылать их знакомым. В первый день удалось собрать 1000 подписей. Люди активно откликались, писали письма и помогали.
Чиновники говорили, что готовы взаимодействовать, а на деле всячески пытались подавить инициативы, мешали распространять информацию и оказывали давление на тех, кто сотрудничал с активистами.
По словам Павла, инициативная группа заплатила за рекламный баннер против МСЗ в кинотеатре «Электрон». Через две недели сотрудники кинотеатра сказали, что их попросили убрать плакат. Активистам вернули деньги, баннер сняли и больше разместить там какую-то информацию не дали.
«Также произошло с выставкой детских рисунков. Её просто закрыли, а директор дома культуры сказала, что это её личное решение, хотя мне было понятно, что на неё тоже надавила городская администрация», — делится Павел. Но кампанию прекращать не стал.
Позже появились и другие группы активистов — в Ясенево и Тушино — и тоже стали собирать тысячи подписей.
Мы тоже запустили сбор подписей, обратились к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, потребовали наложить мораторий на строительство заводов в столице и разработать меры, которые бы безопасно решали проблему с отходами — тогда это было создание системы раздельного сбора и переработки.
«Мировой опыт свидетельствует, что безопасных мусоросжигательных технологий не существует. Никакие санитарно-защитные зоны не смогут защитить людей от масштабных токсичных выбросов. К тому же ни в одной европейской стране не ведётся сжигание неподготовленных отходов», — было написано в петиции.
В то время появился Мусор Ресурсович Вторичный — лицо кампании. Он прямо говорил: мусор — это не что-то грязное и страшное, от чего нужно скорее избавиться, а обычное вторсырьё. Этот улыбающийся зелёный бачок поменял отношение многих людей к мусору. В те годы жители уже хотели разделять отходы — интерактивный опрос на сайте правительства Москвы говорил о том, что около 75% населения готовы участвовать в раздельном сборе.
Кампания, возникшая на уровне Москвы, расширилась до масштабов всей страны. Среди подписантов были жители большинства российских регионов. Мы получили много подписей из разных городов-миллионников и крупных городов. Живущие там люди, очевидно, прекрасно понимали, что в перспективе МСЗ могут добраться и до них. Сейчас по проекту «РТ-Инвеста» мы видим, что именно это и происходит.
В итоге в феврале 2009 года Гринпис в России собрал 100 000 подписей и передал их в администрацию президента, а она «спустила» письмо министру природных ресурсов. И всё. Ответа тогда никто не получил.
Инициативные группы тем временем продолжили борьбу. Вместе с Гринпис в России они делали расчёты, которые могли бы убедить правительство отказаться от сжигания отходов.
Результатом стало следующее: чтобы решить проблему переполненных свалок, нужно уменьшать объёмы отходов и тратить на это как можно меньше денег, чтобы заинтересовать регионы и властей. Хотя сжигание позволяло снизить объёмы мусора на 90%, оно обходилось дорого — на сжигание одного кубометра отходов нужно было потратить 357 рублей. Показатели у сортировки, переработки и компостирования были не меньше — около 88%, а стоило бы это намного дешевле — 222 рубля на кубометр отходов.
Инициативная группа передала документ с расчётами и в правительство, и в Министерство регионального развития, но в ответ была тишина.
Они сделали свою инициативную группу, которая получила название «группа учёных». Организовал её известный биолог, доктор биологических наук и общественный деятель Алексей Яблоков. Учёным удалось передать письмо лично в руки Медведеву, который поручил министру природных ресурсов Юрию Трутневу разобраться с этим обращением в кратчайшие сроки.
И Минприроды организовало совещание, на котором Гринпис в России и другая экологическая организация Российский Зелёный крест выступили с докладами и рассказали, как более экологично выбраться из мусорного кризиса.
Участники совещания говорили и о проблемах уже существующих трёх МСЗ в Москве. Они отмечали, что нет никаких данных о величине наиболее опасных выбросов (диоксинов) этих заводов, и, возможно, информацию даже целенаправленно скрывают от общественности.
После Трутнев написал письмо Элле Памфиловой — тогда она была председателем Совета по правам человека (СПЧ) — и пытался доказать безопасность МСЗ на примере уже существующих. Он сообщал, что всего три сравнительно небольших завода выбрасывают 161 грамм диоксинов в год. Для сравнения: эмиссия всей промышленности Германии тогда была в два раза меньше.
Летом 2009 года проходили публичные слушания по Генеральному плану развития Москвы до 2025 года. В этом документе уже были обозначены все места, где будут МСЗ. Тогда инициативная группа из Ясенево направила свои негативные комментарии к документу в Москомархитектуру (это ведомство сформировало план), а тысячи людей их распространили по всей Москве.
Комментарии вызвали замешательство московской власти. Спустя время Леонид Бочин, в то время глава столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды, заявил, что у Москвы нет денег на МСЗ и строить их не будут аж до 2025 года.
История говорит сама за себя: если мы объединимся, мы победим любого врага, даже такого сильного, как МСЗ. И именно сейчас нам нужно сделать это снова. В ближайшие годы власти планируют построить и модернизировать под сжигание более 150 различных предприятий. Среди них МСЗ, цементные заводы, которые сжигают RDF-топливо, и инсинераторы. Давайте остановим распространение опасной технологии по всей стране.
Вместо сжигания нужно ограничивать производство одноразовой упаковки, внедрять оборотную и залоговую тару, финансово поддерживать раздельный сбор и переработку отходов, развивать раздельный сбор и компостирование пищевых отходов. Так страна сможет выбраться из мусорного кризиса, и никакое сжигание ей не понадобится.