menu Меню

Как искусство помогает Гринпис спасать природу

В честь 50-летия организации в Санкт-Петербурге появилось граффити 7х13 метров
Юлия Давыдова Блог
13/12/2021 7 минут
Узнай, чем занимается Гринпис Узнать Узнай, как ты можешь помочь природе Действовать

читать и обсуждать наши публикации в телеграме

читать и обсуждать в телеграме

Гринпис появился 50 лет назад. С этого момента творчество и неординарное решение проблем всегда было частью нашей миссии. Сила искусства помогала нам вдохновлять людей действовать, вставать на защиту природы, меняться самим и менять окружающий мир ради мирного зелёного будущего.

Рассказываем про яркие примеры нашей работы с творческими сообществами и показываем самую последнюю — её вы увидите одни из первых. Спойлер: она в самом конце. 

Российский художник Алексей Медной рисует мурал в музее уличного искусства в Санкт-Петербурге.

Искусство и активизм

Самый известный пример, когда искусство было частью кампании Гринпис — покраска парусов старого рыболовного судна «Филлис Кормак» в 1971 году. На нём основатели Гринпис нарисовали два символа — мира и экологии, а между ними красовалась надпись только-только появившейся организации. 

Это была первая в истории Гринпис кампания: тогда активисты на небольшой лодке отправились в северную часть Тихого океана, чтобы остановить ядерные испытания, которые правительство США проводило на отдалённом острове Амчитка на Аляске. Испытания могли вызвать цунами, которое бы затопило западную Канаду. Остановить эксперимент Гринпис не удалось, но это отчаянное путешествие вызвало такой общественный резонанс в Канаде, США и Европе, что США отменили все запланированные ядерные испытания на Аляске. 

Искусство всегда было частью работы Гринпис. Творческие сообщества со всего мира вкладывали свои силы и навыки в дело охраны природы, создавали вдохновляющие произведения искусства, которые привлекали внимание общества к проблемам охраны природы или решали их вместе с нами. 

  • Благодаря музыкантам, которые записали треки для альбома Greenpeace Breakthrough в 1989 году, появился первый российский офис Гринпис — в Москве. Деньги с продажи пластинки пошли на его открытие.
  • В 2010 году, после катастрофического разлива нефти Deep Horizon в море — самого крупного в истории — Гринпис устроил конкурс, на котором предложил создать новый дизайн логотипа нефтяного гиганта British Petroleum (BP). Острые и любопытные карикатуры художников привлекли внимание общественности к безответственному отношению крупных корпораций к нашей планете.
  • В 2021 году Никита Забелин, один из главных диджеев и техно-продюсеров России, создал новый трек, которым захотел поддержать работу российского Гринпис по переходу России на возобновляемую энергетику и привлечь внимание людей к изменению климата. Кстати, приборы, которые использовал музыкант, работали за счёт чистой зелёной энергии, полученной от ветрогенератора.

Гринпис & Алексей Медной & Street Art Museum

Как организация, Гринпис всегда работал «на улицах», участвуя в мирных акциях и творческих протестах — оригинальные плакаты тому подтверждение. И в честь 50-летия организации по всему миру появятся новые яркие уличные произведения искусства: в Швейцарии, Израиле, Нидерландах, Великобритании, Малайзии, Таиланде, Турции, Филиппинах, Бельгии, Венгрии, Чехии и, конечно, в России.

Российский Гринпис решил отпраздновать юбилей  знаменательной коллаборацией с художником Алексеем Медным и Street Art Museum в Санкт-Петербурге. Алексей Медный — художник из Москвы, который занимается стрит-артом с 1998 года — создал для Гринпис мурал — большое граффити на всю стену размеров 7х13 метров. Алексей рисовал с самого детства, часто в своих работах он изображал животных и природу.

Одна из работ Алексея Медного

«В школе на уроках рисования меня всегда хвалили. Позже я узнал, что есть такое направление, как граффити, и мне захотелось стать в нём лучшим, появился стимул учиться в художественной школе. Темы экологии, истребления каких-либо видов животных меня всегда задевали и волновали, поэтому хотелось отражать их в работах. Для этого мурала я выбрал тему биоразнообразия, две недели думал над ней каждый день. И меня, можно сказать, озарило, я сел и быстренько собрал коллаж». 

Создание мурала 7х13 метров заняло у Алексея ровно неделю. Работа получилось уникальной и точно не «проходной». Это настоящий лабиринт для глаз, который можно долго рассматривать: зритель цепляется за одну деталь и начинает изучать коллаж по кусочкам, пока всё не сложится в единое завершённое произведение.

Лошадиные скачки, которые Алексей изобразил на мурале — аллегория на гонки крупных мировых корпораций, которые, соревнуясь за прибыль, готовы выжигать леса, загрязнять окружающую среду, уничтожать биоразнообразие, лишь бы приумножить свой капитал.

«Я изобразил двух коней с родео и заполнил их проблематикой, касающейся экологии: в коне слева — засуха и лесные пожары, лошадь скидывает с себя эксплуататора с его нажитыми богатствами — деньгами, цепочками и золотыми слитками. В коне справа изображены животные, символизирующие биоразнообразие — спина косатки и леопарда, медведь, сова, лось, а над ними громоздится чёрный пластиковый пакет с мусором. Оба коня стоят на пнях спиленных деревьев. Хотелось показать больше тем, но я ещё учитывал фактуру стены, что это кирпич. Слишком высокая детализация может превратить работу в кашу».

Кстати, стена для мурала выбрана не случайно. Для сотрудников Street Art Museum в Петербурге охрана природы — это тоже не просто слова. 

«Сейчас в мире повсеместно начинают говорить об актуальных проблемах на языке уличного искусства — самобытном, свободном и доступном для зрителя — и это не может не радовать, — говорит Татьяна Пинчук, Директор Музея стрит-арта. — Биоразнообразие и вообще сохранение среды — это повестка, которая затрагивает всех без исключения — даже если мы пока об этом не знаем —  и растущая дружба таких программ с городским искусством дают надежду на то, что мы начнём говорить и делать в этом направлении больше. Музей уличного искусства в России стал первой в мире площадкой, которая сохраняет стрит-арт, поэтому мы рады, что в 2021 году мы представим Россию в международной программе Гринпис вместе с десятью другими странами, которые делают свой вклад в синтез художественного и экологического — синтез, без которого завтрашний день, пожалуй, невозможен».

Искусство — один из самых ярких и эффективных способов говорить о проблемах и вскрывать правду. Сохранять статус-кво всегда проще. Однако ни художники, ни активисты не склонны идти по простому пути. Алексей считает, что искусство — один из носителей правильных идей и способов привлечь внимание к охране природы, к проблеме эксплуататорского отношения человека к окружающему миру, его ресурсам. К тому, что человечеству нужно меняться: не покорять природу, а жить с ней в мире и гармонии. 

«Не стоит думать только о себе. Вокруг есть другие люди, мы все — единое общество. Поэтому нужно стараться делать для него и для природы что-то полезное». 

К сожалению, произведения уличного искусства часто живут недолго, в лучшем случае — пару лет, в худшем — несколько часов. Но у уличных художников на этот счёт свой взгляд: «Есть философия — не париться, что её могут закрасить. Уличные работы живут только на фотографиях. Но и таким образом они могут влиять на сознание людей и заставить задуматься о том, что действительно важно».

Алексей Медной

Алексей Медной родился в Москве в 1985 г. Окончил отделение дизайна Ивановского художественного училища им М.И. Малютина. 
С 1998 года занимается граффити и стрит-артом. Основные творческие направления Алексея Медного — графика и живопись. Мозаичные композиции, словно собранные из цветных стеклянных осколков, отсылают к традиции художников-модернистов. 

Художник регулярно участвует в стрит-арт фестивалях, таких как «Кофемолка» в Чебоксарах и JustWritingMyName, Культурный код, Место. Персональные выставки Алексея Медного трижды проходили в Москве. Групповые выставки — «Окружение», Time for art, «Наноарт», «Природа стихии». 

В 2013 г. его графическое полотно «Цирк», созданное в рамках открытия фестиваля «Лучший город Земли», украсило стену жилого дома, расположенного в столице на улице Трубной. Алексей является членом творческого союза художников России (отделение стрит-арт) и основателем граффити-команды SAP (впоследствие — SAP13).

Street Art Museum

Музей стрит арта располагается на территории действующего завода в Санкт-Петербурге по адресу шоссе Революции, 84. На месте помещений, вышедших из производства, инвесторам предлагали построить жилой квартал или торгово-развлекательный комплекс, но в итоге в 2012 году здесь появился музей уличного искусства.

Идея принадлежала владельцу завода Дмитрию Зайцеву, который изначально хотел изменить мрачную атмосферу индустриальной зоны, на которой рабочие проводят большую часть своего дня, на пространство, где хочется работать с интересом. Таким образом, изначально проект отталкивался от идеи благоустройства территории для рабочих завода. Рабочие не сразу привыкли к новой среде, но затем стали активно взаимодействовать с художниками, помогать им в создании росписей, обсуждать проекты между собой и с авторами. 

Позже музей поставил перед собой амбициозную цель — изменить городскую среду, стать частью художественного сообщества, сделать экспозицию доступной для всех. С 2014 года территория завода делится на две зоны — постоянную экспозицию на действующем производстве завода и публичную площадку, где располагаются временные выставки и проходят мероприятия.

история Гринпис

Интересные публикации

Отсчитывая 50 лет действий
Пятьдесят лет! Пятьдесят лет надежды в действии. Пятьдесят лет мужества. Сегодня хороший день, чтобы вспомнить…
Jennifer Morgan 15/09/2021
Сегодня Greenpeace исполняется 50 лет
Ровно полвека назад энтузиасты решили объединиться и начать бороться за нашу планету, пока не стало…
Софья Зима 15/09/2021
В сердце Амазонки
Ценность Амазонский лес — это островок дикой природы, крупнейший на планете сохранившийся тропический лес с…
Юлия Давыдова 10/09/2021
Greenpeace основали женщины
Оригинальный текст — Ana Arias OñoroПереводы — Noah Collins и Ксения ЦерковскаяРедактирование — Софья Зима…
Ana Arias Oñoro 01/09/2021
Заповедный континент
Антарктида — это единственный континент, который остаётся относительно невредимым от вмешательства человека и, возможно, единственной…
Юлия Давыдова 25/08/2021

Назад Дальше

keyboard_arrow_up