читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Министерство культуры России написало отзыв с критикой законопроекта о запрете на вылов китообразных для развлекательных представлений. Российский Гринпис обратил внимание, что ведомство комментирует стороннюю тему, а не то, на что направлен законопроект. Рассказываем, что с отзывом Минкульта не так.
«Из отзыва Министерства культуры на законопроект создаётся впечатление, что сам документ там не прочитали, а письмо подготовили на основе монолога владельца дельфинария где-нибудь под Адлером. В отзыве поднимаются темы, не имеющие никакого отношения к сфере ответственности данного ведомства: разведение морских млекопитающих в неволе, возможность или невозможность выпуска на волю животных из океанариумов. При этом законопроект совершенно о другом — о запрете вылова новых животных для индустрии развлечений, а не о содержании самих животных», — комментирует документ эксперт Гринпис Оганес Таргулян.
«Но важнее всего то, что в отзыве нет никакой оценки важности и необходимости содержания китообразных в океанариумах и дельфинариях для культуры и просвещения», — заключил эксперт.
«законопроект и пояснительная записка к нему не определяют дальнейшую судьбу морских млекопитающих, которые уже используются в культурно-зрелищных целях соответствующими организациями (…)»
Простыми словами: Минкульт указывает, что в законопроекте не отражено, как следует поступить с теми животными, которые уже живут в дельфинариях и океанариумах и используются для шоу.
Отвечаем:
Законопроект направлен на запрет вылова китов, дельфинов и морских свиней, которых планируют в дальнейшем использовать для шоу. Он не призван регулировать вопрос условий содержания выловленных животных, которые уже находятся в дельфинариях и океанариумах. Хотя к этим условиям тоже есть вопросы, но, по словам автора законопроекта депутата Госдумы Светланы Бессараб, для их регулирования будут разрабатываться другие документы.
«Отрицательный отзыв Министерства культуры России на законопроект, защищающий китообразных от вылова в так называемых культурно-просветительских целях, а фактически, как повсеместно показывает практика, для коммерческого использования в зрелищных целях, вызывает удивление. Как указывается в ответе, проект закона “не определяет дальнейшую судьбу морских млекопитающих, которые уже используются в культурно-зрелищных целях соответствующими организациями”, хотя инициатива касается именно запрета отлова животных, недопущения в дальнейшем создания новых “китовых тюрем”. Наш президент уже положительно отреагировал на предложение СПЧ о запрете отлова этих прекрасных животных для развлечений», — сообщила Светлана Бессараб российскому Гринпис.
Депутат заметила, что авторы законопроекта в своём документе пока не говорят о тех задачах, которые ещё предстоит решать: об улучшении условий содержания китообразных в дельфинариях и океанариумах и о возможностях их реадаптации перед выпуском.
Светлана Бессараб добавила: «Меня удивило Минкультуры настолько коммерческим подходом к проблеме. В своём ответе ведомство не только допускает последующий отлов в коммерческих целях морских млекопитающих, но и отрицательно относится к прекращению этой варварской практики, запрещённой уже более чем в 20 странах мира».
«Необходимо отметить, что длительное нахождение животных под опекой человека делает невозможным их возвращение в естественную среду обитания»
Простыми словами: Минкульт утверждает, что китообразные, которые долго прожили в неволе, никогда не смогут вернуться в море.
В законопроекте не идёт речи о реадаптации и дальнейшем освобождении животных, которые уже находятся в дельфинариях и океанариумах, а только о запрете на их вылов. Вопрос будет рассматриваться отдельно. «Возможно, нам придётся внести дополнительный законопроект о праве частных некоммерческих организаций на проведение реадаптационных программ под контролем Росприроднадзора», — говорила Светлана Бессараб в своём интервью Гринпис.
Выпускать животных на волю даже после их длительного нахождения в дельфинариях и океанариумах возможно. Об этом свидетельствуют примеры из мировой практики: за рубежом выпускать дельфинов на волю начали ещё в 1970-е годы. Сейчас некоторых дельфинов уже выпустили на свободу в США, на Багамских островах, Гаити, в Гватемале, Бразилии, Колумбии и Турции.
«Длительное содержание в неволе подразумевает только индивидуальный подход к конкретному животному. Такие животные тоже могут быть реадаптированы», — рассказывает Татьяна Денисенко, кандидат биологических наук, врач-микробиолог, научный руководитель Центра спасения дельфинов «Дельфа».
Один из недавних успешных примеров реадаптации дельфинов в Южной Корее: с 2013 года там выпустили шесть дельфинов, некоторые из них работали в местных дельфинариях почти по 20 лет. Перед этим с животными занимались специалисты, которые разрабатывали для них индивидуальные программы реадаптации. Все дельфины, оказавшись на воле, присоединились к новым стаям, или, предположительно, нашли свои семьи. Выпущенные самки даже дали потомство.
Более того, есть успешное свидетельство выпуска китообразных на свободу и в России, когда из «китовой тюрьмы» выпустили косаток и белух, которые больше года провели в тесных морских вольерах.
«Теперь животных встречают вместе со своими сородичами. Косатки вернулись к своим родным, встроились в сообщества. Наблюдение со спутников также показывало, что они ушли на очень далёкие расстояния, не погибли. Белух выпустили не в их среде обитания в связи с погодными условиями, но они освоились, их регулярно встречают жители Приморья, в том числе учёные», — указывает врач-микробиолог.
«Требования к дельфинариям и океанариумам, содержащиеся в соответствующем разделе постановления, как раз имеют своей целью установление гуманного отношения к водным млекопитающим посредством утверждения соответствующих требований к их использованию и содержанию в дельфинариях и океанариумах и создание условий их содержания, приближенных к естественной среде обитания»
Простыми словами: в Минкульте считают, что содержание китообразных в дельфинариях и океанариумах гуманно, а условия приближены к естественным.
Повторяем: законопроект не говорит о животных, которые уже содержатся в дельфинариях и океанариумах. Но помимо самой неволи киты и дельфины страдают во время вылова и транспортировки. В процессе отлова многих животных травмируют, они гибнут. Часто отловщикам приходится убивать других особей, которые пытаются защитить сородича, как это происходит в случае с косатками. Именно вылов китообразных пытаются запретить авторы законопроекта.
Условия содержания китов в неволе, однако, тоже вызывает вопросы. Достаточно взглянуть на бассейны, отмечает Татьяна Денисенко — косатке достаточно двух взмахов хвоста, чтобы доплыть до другого борта. В то же время на воле эти хищные киты проплывают до 160 километров за день.
Татьяна Денисенко говорит, что нынешние документы не содержат в себе даже норм по инсоляции. Киты в дикой природе привыкли получать достаточно много солнечного света, даже те, что живут в северных широтах. Регулярно поднимаясь на поверхность, они воспринимают солнечное излучение, и это необходимо для их нормального существования. Это могут обеспечить только дельфинарии под открытым небом.
Кроме того, не учитывается количество микроорганизмов в воде. «При сравнении микробиологических параметров с водой в акваториях моря, в дельфинариях — превышение по микробным показателям в сотни раз. По-другому никак не сделаешь, потому что животные испражняются в ту воду, в которой живут. Фильтры не могут удалить эту микрофлору, а максимальное использование дезинфицирующих средств могут навредить животным. В итоге морские млекопитающие постоянно испытывают высокую микробную нагрузку. Они постепенно к этому, конечно, адаптируются. Но посетители приносят на себе в дельфинарий множество микроорганизмов, из-за чего дельфин постоянно испытывает на себе новые вирусы, бактерии и грибки», — объясняет микробиолог.
К тому же в дельфинариях невозможно создать комфортную для всех температуру: в одной чаше бассейна часто содержатся животные из разных регионов, например, косатка и белуха, которые обитают на севере, в холодной воде со среднегодовой температурой около 5 °C, и афалины из Чёрного моря, среднегодовая температура которого доходит до 15 °C. При этом все они находятся в одном бассейне с водой минимум 18 °C, потому что вместе с животными в воде плавает тренер.
Продолжительность жизни дельфинов и косаток в неволе снижается как минимум в два раза по сравнению с продолжительностью жизни в естественной среде. Из «положенных» средних 25 лет афалины проживают 12-18, а косатки ещё реже преодолевают порог в половину средней продолжительности жизни. Кроме того, существенно снижается выживаемость потомства, рождённого от косаток и дельфинов в неволе.
«В неволе процент гибели животных гораздо выше, чем в природных популяциях. В Приморском океанариуме за четыре года погибли 19 животных. При этом ни одна проверка не нашла нарушений условий содержания. То есть такое происходит в так называемых хороших условиях. Я не говорю про факты сокрытия гибели животных», — указывает Татьяна Денисенко.
«Таким образом, в настоящее время Закон No 498-ФЗ и принятые в его реализацию подзаконные акты максимально урегулировали использование морских млекопитающих в культурно-зрелищных целях с учётом нравственных принципов и принципов гуманности, заложенных в статье 4 указанного Закона»
Простыми словами: Минкульт утверждает, что содержание китообразных в дельфинариях гуманно, потому что регулируется уже принятыми законами и подзаконными актами.
Нельзя утверждать, что содержание китообразных в неволе гуманно просто потому, что оно строится на современном законодательстве. Нормы морали в обществе меняются стремительнее законов. Но это не значит, что законам не надо соответствовать новым реалиям. Более 20 стран во всём мире уже отказались от вылова китообразных для индустрии развлечений. Десятки стран и несколько штатов Америки законодательно запретили дельфинарии и океанариумы с морскими млекопитающими.
В декабре парламент Казахстана принял закон об ответственном обращении с животными. Теперь в стране запретят океанариумы и дельфинарии, контактные зоопарки, зверинцы и выставки животных. В начале декабря во Франции вступил в силу закон против жестокого обращения с животными, в стране должны исчезнуть дельфинарии и бродячие цирки с дикими животными, при этом в обычных городских цирках животные останутся.
И хотя претензии Минкульта не относятся к сути законопроекта, отзыв может помешать принятию закона. Сейчас законопроект нуждается в вашей поддержке как никогда раньше. Подпишите петицию, наши голоса будут услышаны!