menu Меню

Вулканы, гейзеры и ледники

Рассказываем о природе Камчатки, которая одновременно пугает и завораживает
Юлия Давыдова Блог
25/01/2022 7 минут
Узнай, чем занимается Гринпис Узнать Узнай, как ты можешь помочь природе Действовать

читать и обсуждать наши публикации в телеграме

читать и обсуждать в телеграме

Камчатский полуостров — часть Тихоокеанского огненного кольца,  области активной вулканической деятельности. Этот мир находится в стадии становления, поэтому здесь часто происходят извержения вулканов, землетрясения и цунами.

Природа региона уникальна и необычайно богата. Камчатка — это:
≈ 14 тысяч рек и ручьёв;
≈ 100 тысяч больших и малых озёр;
≈ 300 вулканов, 30 из которых — действующие;
Более 400 ледников общей площадью почти 900 км²;
Десятки гейзеров, каскадных водопадов и грязевых котлов;
Среда обитания более 10 тысяч бурых медведей,
половины мировой популяции краснокнижного белоплечего орлана.

Эта природная территория настолько разнообразна и необычна, что в 1996 году по инициативе российского Гринпис почти 4 млн гектаров Камчатского полуострова удостоились статуса Всемирного природного наследия. Так появился объект ЮНЕСКО «Вулканы Камчатки».

Территория включает в себя так много интересных природных объектов, что рассказать обо всём и сразу просто невозможно, поэтому пока мы решили остановиться на трёх: взрывных вулканах, горячих гейзерах и монументальных ледниках, которые соревнуются друг с другом за существование уже не первую тысячу лет.

Разрушенный вулкан

Примерно 300 тысяч лет назад на Камчатке среди сотен других существовал один вулкан высотой около трёх километров. Серия мощных извержений, которая закончилась 40 тысяч лет назад, буквально опустошила и уничтожила его: земля под ним просела, его верхушка разрушилась и провалилась внутрь. Обломки горной породы заполнили пустоту и образовали нечто похожее на бассейн. Так появилось одно из древнейших геологических образований на Камчатке — кальдера вулкана Узон. Кальдера в переводе с испанского — чаша или котёл.

Представить себе взрывы, которые образовали котловину размером 9 на 12 километров мы можем с трудом. Извержения были мощными, но всё же не уничтожили вулкан до основания: на западной стороне кальдеры есть возвышение — пик Бараний — «выживший» осколок первозданного могущественного вулкана.

Такую панораму вы бы увидели, если бы оказали внутри кальдеры. Горы на горизонте и есть «стены» бывшего вулкана

Вулкан потух, однако его жизнь не остановилась. Сейчас в центре кальдеры бурлит множество грязевых котлов, кипящих воронок и дымящихся вулканчиков. Наверное, в мире больше не найдётся места, где в одно время и в одном месте можно во всей полноте наблюдать за активностью такого количества молодых вулканов. Здесь есть своеобразное озеро «Банное», у которого дно находится на глубине 28 метров, но оно не настоящее: на самом деле это серная кора, а под ней – резервуар расплавленной серы.

Жизнь внутри кальдеры бурлит в прямом смысле слова

Хотя эта территория может показаться опасной и недружелюбной, здесь была обнаружена высокая плотность гнездящихся птиц, адаптирующихся к необычным условиям, которые нравится изучать любопытным учёным.

В 1941 году геолога и сотрудницу Кроноцкого заповедника Татьяну Устинову  заинтересовал вопрос, куда же из кальдеры вулкана девается вода. Так она совершенно случайно стала первооткрывательницей уникальной камчатской долины гейзеров.

Долина гейзеров

Кроноцкий заповедник был создан ещё в 1934 году. Восемь лет долина гейзеров входила в состав охраняемой территории, но никто не знал о её существовании. То, что сделала Татьяна Устинова, можно назвать одним из выдающихся открытий ХХ века, хотя изначально цель похода, в который она отправилась с помощником, была найти расположение истоков рек Тихой и Шумной. Когда эта задача была благополучно выполнена, Татьяна решила найти реку, которая вытекает из кальдеры вулкана Узон.

«Погода была отличная… Встав пораньше, мы оделись, встали на лыжи и бодро побежали вверх по течению реки. Шли, шли, а реки из Узона всё нет. А ведь надо ещё идти обратно, выбираться из долины. Пока раздумывали, впереди взлетел высокий столб пара, видимо, там был крупный горячий источник. Решили до него всё же дойти. Погода всё хуже, идём, а горячего источника нет, лагерь всё дальше… С погодой в горах не шутят, решили идти обратно. Сели на снегу отдохнуть, съесть что взяли с собой. Вдруг с противоположного берега из маленькой парящей площадки… ударила прямо в нас косо направленная струя кипятка в сопровождении клубов пара и подземного грохота… Мы страшно перепугались, прижались друг к другу, сидим и не знаем, что нас ждет. Поведение вулканов непредсказуемо… И вдруг извержение кипятка прекратилось, некоторое время продолжались выбросы клубов пара, а затем всё затихло. Тут я опомнилась и завопила не своим голосом: “Гейзер!!!”», — воспоминания Татьяны Устиновой из фотокниги Игоря Шпиленка «Долина гейзеров».

Это открытие было чистой случайностью, ведь до этого на азиатском континенте гейзеров никто не находил и не собирался этого делать. На тот момент они были известны только в трёх местах земного шара: в Исландии, США и Новой Зеландии. Сегодня известны ещё два места — в Чили и в России. Гейзеров на планете мало, ведь для их возникновения требуются редко встречающиеся сочетания природных условий.

Экосистема Долины гейзеров уникальная для России и весьма хрупкая. Например, строительство геотермальных электростанций ведёт к безвозвратному исчезновению таких уникальных объектов.

В Долине есть больше 20 крупных гейзеров, некоторые извергаются один раз за четыре-пять часов, а некоторые фонтанируют каждые 10-12 минут. Клубы пара, фонтаны кипятка, разноцветные склоны, по которым стекает горячая вода создают завораживающее зрелище.

Фото: Гринпис

На территории Кроноцкого заповедника в Долине гейзеров найдено 58 редких видов флоры, один из видов семейства орхидные — скрученник китайский — был найден только в пределах реки Гейзерной. После катастрофического для долины оползня в 2007 году считалось, что этот вид утерян для Камчатского края, но через несколько лет его снова нашли на той же территории.

Исчезающие и растущие ледники

Как ни странно, Камчатка примечательна не только кипящими гейзерами, но и холодными ледниками, которые являются неотъемлемой частью природной системы полуострова. Они расположились по всему Срединному хребту и юго-востоку Камчатки, где находится Ключевская группа вулканов. Общая площадь ледников — 874 квадратных километра, больше 10% из них охраняются на территории Кроноцкого заповедника.

Ледниковые воды попадают в реки и способствуют поддержанию в них нужного уровня воды. Например, река Камчатка питается от талых ледниковых вод на 28%, а ещё на 34% от талого снега.

Ледники образуются не только на склонах, но и в кальдерах действующих вулканов и существуют лишь до очередного извержения. Основные источники «питания» ледников — это осадки, выпадающие на горные вершины, и влага, которую приносят ветра с Тихого океана.

Самые большие ледники в России можно найти именно на Камчатке, ими считаются ледники Богдановича и Эрмана. Не смотря на климатический кризис и повышение средней температуры, ледник Эрмана растёт. За 60 лет его ледовый язык продвинулся больше чем на три километра. Учёные считают, что ледник продолжит своё наступление. Его активный рост начался в 1945 году после извержения Ключевского вулкана. Тогда раскалённая лава нарушила монолитность ледника, произошли обвалы, которые привели ледник в движение.

Ледник Эрмана — исключение, которое не вписывается в тренды. Исследования показывают, к сожалению, что общая площадь ледников сокращается, причём чем дальше, тем быстрее. Это связано с климатическими изменениями —  повышением температуры воздуха, — которые влияют на количество снега и льда. Вулканы, выбрасывающие пепел и лаву, тоже играют в этом роль. За последние 60 лет ледники Кроноцкого заповедника уменьшились на 23%, и пока нет оснований надеяться, что эта тенденция не продолжится.

Фото: Гринпис

К сожалению, человек нанёс уже слишком много вреда нашей неповторимой природе, в том числе и «Вулканам Камчатки». Все эти удивительные природные объекты сохранились лишь потому, что они далеки и труднодоступны для большинства людей. Для развития туризма на Камчатке было решено построить в Долине гейзеров взлётно-посадочную полосу, чтобы можно было прилетать туда на самолёте. В чём заключается опасность?

Строительство такой масштабной инфраструктуры нанесёт колоссальный вред охраняемому ЮНЕСКО Кроноцкому заповеднику. За счёт увеличения туристического потока увеличится и антропогенная нагрузка на эти островки ценной и уязвимой природы. Нагрузка, которую никто не будет контролировать.

Гринпис запустил петицию к правительству с требованием ограничить развитие  бизнес-проектов, которые разрушают природные объекты в угоду узкому кругу предпринимателей. Присоединяйтесь к нам и к 15 тысячам россиян, которые уже подписали петицию с просьбой сохранить всемирное наследие в России.

юнеско