читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), объединяющий интересы крупных компаний, обратился к вице-премьеру Виктории Абрамченко с предложением снизить требования к бизнесу в области природоохранного законодательства. Это не первая попытка РСПП: подобные были в пандемию и во время обсуждения климатической стратегии, которую готовило правительство. Рассказываем, чем могут быть опасны предложения бизнесменов для природы.
Всего в списке 43 инициативы, но только одна из них будет способствовать развитию, не нанося вред природе нашей страны — РСПП предлагает государству помочь использующим отечественное оборудование компаниям экологизировать производство.
Остальные 42 инициативы могут нести большие риски для экологии страны. Например, союз рекомендует на ближайшие три года ограничить возмещение компаниями экологического вреда. Если предложение примут, у бизнеса исчезнет мотивация не допускать нарушений и инвестировать в модернизацию своего производства. Пример «Норникеля», который в 2021 году был вынужден компенсировать нанесённый экологический вред в размере свыше 140 миллиардов рублей, чётко показывает, что именно неизбежность экономического наказания на сегодня — это один из самых эффективных инструментов к принуждению компаний улучшать их производство.
Можно предположить, что компенсация такого колоссального ущерба стала мощным толчком для того, чтобы «Норникель» начал задумываться о приоритизации экологизации своего бизнеса. Вот как это оценивает глава Норникеля Владимир Потанин: «Для меня, например, важным выводом явилось то, что риски, которые связаны с экологией, не то чтобы у нас не учитывались – они просто по приоритетам стояли не там, где они должны стоять. А они должны стоять на первом месте. Мы в свое время поставили на очень высокий приоритет, например, вопросы смертности и потери трудоспособности как итог работы по промышленной безопасности, а экологические риски были очевидным образом недооценены. Сейчас идёт эта переоценка».
Если изучить остальные предложения, то РСПП предлагает ослабить природоохранное законодательство по всей цепочке работы предприятий — от правил проведения государственной экологической экспертизы и сроков внедрения экологически дружественных технологий до ограничения внеплановых проверок, установления моратория на привлечение к ответственности за неисполнение ранее выданных предписаний надзорных органов и переноса сроков разработки планов ликвидации последствий эксплуатации опасных объектов. Некоторые предложения РСПП уже приняты на уровне поправок в законодательство.
«Предлагаемые РСПП рекомендации фактически ослабляют все звенья природоохранной системы, и в дальнейшем при их реализации ведут к цепной реакции: снижение уровня требований— повышение риска аварий и деградации окружающей среды — отмена возможного наказания — исчезновение стимула модернизировать производство»,— комментирует инициативу союза директор по проектам российского Гринпис Владимир Чупров.
Особую тревогу вызывает и другое предложение РСПП: союз хочет приостановить до конца 2024 года исполнение требования закона о защите озера Байкал, которое вводит предельно допустимые объёмы сбросов и выбросов загрязняющих веществ с их ежегодным обязательным пересмотром в сторону ужесточения с учётом состояния окружающей среды Байкальской территории.
Такие предложения выглядят опасными с учётом того, что РСПП одновременно рекомендует государству ослабить систему проверок, отказаться (хоть и временно) от мотивирующих платежей за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и при этом ограничить требование компенсации экологического вреда.
Чтобы сохранить систему охраны окружающей среды, ни в коем случае нельзя ослаблять или ограничивать её элементы. «Причём для сохранения устойчивого развития страны, необходимо ни в коем случае не ослаблять экологическое законодательство! Иначе мы все можем потерять больше, чем некоторые предприятия выиграют на коротком отрезке времени», — дополняет Владимир Чупров.