menu Меню

Крупный бизнес предлагает ослабить экологическое законодательство

Рассказываем, к чему это может привести
  Блог
13/04/2022 3 минуты
Узнай, чем занимается Гринпис Узнать Узнай, как ты можешь помочь природе Действовать

читать и обсуждать наши публикации в телеграме

читать и обсуждать в телеграме

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), объединяющий интересы крупных компаний, обратился к вице-премьеру Виктории Абрамченко с предложением снизить требования к бизнесу в области природоохранного законодательства. Это не первая попытка РСПП: подобные были в пандемию и во время обсуждения климатической стратегии, которую готовило правительство. Рассказываем, чем могут быть опасны предложения бизнесменов для природы.

Что предлагает РСПП

Всего в списке 43 инициативы, но только одна из них будет способствовать развитию, не нанося вред природе нашей страны — РСПП предлагает государству помочь использующим отечественное оборудование компаниям экологизировать производство. 

Остальные 42 инициативы могут нести большие риски для экологии страны. Например, союз рекомендует на ближайшие три года ограничить возмещение компаниями экологического вреда. Если предложение примут, у бизнеса исчезнет мотивация не допускать нарушений и инвестировать в модернизацию своего производства. Пример «Норникеля», который в 2021 году был вынужден компенсировать нанесённый экологический вред в размере свыше 140 миллиардов рублей, чётко показывает, что именно неизбежность экономического наказания на сегодня — это один из самых эффективных инструментов к принуждению компаний улучшать их производство.

Авария в Норильске произошла 29 мая 2020 года. По официальным данным, в воду и почву попало свыше 20 тысяч тонн нефтепродуктов.

Можно предположить, что компенсация такого колоссального ущерба стала мощным толчком для того, чтобы «Норникель» начал задумываться о приоритизации экологизации своего бизнеса. Вот как это оценивает глава Норникеля Владимир Потанин: «Для меня, например, важным выводом явилось то, что риски, которые связаны с экологией, не то чтобы у нас не учитывались – они просто по приоритетам стояли не там, где они должны стоять. А они должны стоять на первом месте. Мы в свое время поставили на очень высокий приоритет, например, вопросы смертности и потери трудоспособности как итог работы по промышленной безопасности, а экологические риски были очевидным образом недооценены. Сейчас идёт эта переоценка».

Если изучить остальные предложения, то РСПП предлагает ослабить природоохранное законодательство по всей цепочке работы предприятий — от правил проведения государственной экологической экспертизы и сроков внедрения экологически дружественных технологий до ограничения внеплановых проверок, установления моратория на привлечение к ответственности за неисполнение ранее выданных предписаний надзорных органов и переноса сроков разработки планов ликвидации последствий эксплуатации опасных объектов. Некоторые предложения РСПП уже приняты на уровне поправок в законодательство. 

«Предлагаемые РСПП рекомендации фактически ослабляют все звенья природоохранной системы, и в дальнейшем при их реализации ведут к цепной реакции: снижение уровня требований— повышение риска аварий и деградации окружающей среды — отмена возможного наказания — исчезновение стимула модернизировать производство»,— комментирует инициативу союза директор по проектам российского Гринпис Владимир Чупров.

Очередная угроза Байкалу

Особую тревогу вызывает и другое предложение РСПП: союз хочет приостановить до конца 2024 года исполнение требования закона о защите озера Байкал, которое вводит предельно допустимые объёмы сбросов и выбросов загрязняющих веществ с их ежегодным обязательным пересмотром в сторону ужесточения с учётом состояния окружающей среды Байкальской территории. 

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК)

Такие предложения выглядят опасными с учётом того, что РСПП одновременно рекомендует государству ослабить систему проверок, отказаться (хоть и временно) от мотивирующих платежей за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и при этом ограничить требование компенсации экологического вреда.

Что делать

Чтобы сохранить систему охраны окружающей среды, ни в коем случае нельзя ослаблять или ограничивать её элементы. «Причём для сохранения устойчивого развития страны, необходимо ни в коем случае не ослаблять экологическое законодательство! Иначе мы все можем потерять больше, чем некоторые предприятия выиграют на коротком отрезке времени», — дополняет Владимир Чупров.

законы

Интересные публикации

Как общественная экоэкспертиза спасала природу
Независимость общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) оказалась под угрозой. В Госдуму внесли законопроект, который, если его…
  16/06/2022
Потекут ли в Байкал грязные стоки?
31 мая Минюст вернул без регистрации поправки к приказу Минприроды, который устанавливает нормы допустимого воздействия…
Роман Важенков 07/06/2022
Общественная экологическая экспертиза может потерять свою независимость!
В Госдуму внесли законопроект, который, если его примут в нынешнем виде, лишит многих россиян и…
  31/05/2022
Инструкция: как не допустить загрязнения Байкала неочищенными стоками
В конце апреля на сайте regulation.gov.ru появился проект изменений в законодательство, которые позволят снизить требования…
  05/05/2022
В России ослабляют экологическое законодательство
За последний месяц в России появилось несколько законопроектов, которые могут существенно ослабить требования по охране…
  22/04/2022

Инструкции

Общественная экологическая экспертиза может потерять свою независимость!
В Госдуму внесли законопроект, который, если его примут в нынешнем виде, лишит многих россиян и…
  31/05/2022
Инструкция: как не допустить загрязнения Байкала неочищенными стоками
В конце апреля на сайте regulation.gov.ru появился проект изменений в законодательство, которые позволят снизить требования…
  05/05/2022

Назад Дальше

keyboard_arrow_up