читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Обычно в это время весенний сезон пожаров бывает в полном разгаре, пик приходится на середину апреля — начало мая. В целом тенденция сохраняется, и в этом году, к сожалению, уже пострадали особо охраняемые природные территории, несколько деревень и поселков, дачные товарищества и даже детский лагерь. Но что-то в этом году происходит не так, как раньше. Что именно?
Для многих регионов — примерно для половины страны — весна оказалась довольно поздней, снег сходит дольше обычного, гореть начинает немного позже. Поэтому и пик пожаров сдвинулся почти во всех регионах Центральной России, на Урале, Северо-Западе и некоторых регионах Сибири. Компактный сезон пожаров даёт надежду, что в этих регионах он пройдёт достаточно благополучно, поскольку у поджигателей травы будет существенно меньше времени, чтобы устроить большие пожары.
Тем не менее и за этот короткий период поджигатели могут наделать бед. Даже глава Минприроды Александр Козлов признаёт, что все весенние пожары этого года произошли по вине людей. Как обычно по весне активно жгут сухую траву и древесный мусор: муниципалитеты — для удаления травы вокруг домов, сельхозпроизводители — в своих хозяйственных целях, а лесные службы проводят так называемые профилактические выжигания, якобы для того чтобы предотвратить крупные пожары. В том виде, в котором это обычно делается, выжигания скорее создает пожары, чем предотвращает их, и служит плохим примером для местных жителей.
А вот в Западной Сибири горит уже вовсю, снова, как и много лет подряд. Пожаров много и их площадь велика в нескольких соседних областях: Омской, Новосибирской, Кемеровской, Курганской, на юге Тюменской, в части Алтайского края. В этом году особенно тяжелая ситуация в Омской и Курганской области: много неконтролируемого огня, дым в городах и на автомобильных трассах.
Традиционно именно в это время горит Хакасия. Там прошла стажировку группа из десяти сотрудников особо охраняемых территорий, которые потушили несколько пожаров. Такую же экспедицию мы проводили в прошлом году, и нынешняя — продолжение нашей работы. А в национальном парке «Угра» дежурят наши добровольцы, защищая посадки прошлых лет.
По данным, приведённым главой Минприроды Александром Козловым, в этом году пожары уже «зарегистрировали в лесу на площади чуть более 50 тыс. га». Но если мы видим относительно небольшое количество лесных пожаров — не надо обольщаться. Огромное количество пожаров не учитывается, поскольку они происходят не на землях лесного фонда, а, например, на сельскохозяйственных землях.
По данным системы космического мониторинга ИСДМ-Рослесхоз, площадь пожаров, которые произошли с начала года только на покрытых лесом землях всех категорий, составляет почти 600 тысяч гектаров, а площадь всех лесных пожаров с начала года превышает 2,7 миллиона гектаров. Это в два с лишним раза больше, чем было в то же время в прошлом году.
Именно сейчас огонь проходит и по осушенным болотам, и именно сейчас начинаются новые торфяные пожары, которые мы будем тушить летом. В европейской части в последние годы нам вместе с лесными службами и добровольцами удалось выстроить систему реагирования на торфяные пожары, поэтому надеемся, что в нынешний сезон ситуация здесь будет достаточно благополучной.
Но есть регионы, где этой зимой торфяных пожаров было необычно много. Это Свердловская область, где лесные службы тушат очаги, которые остались с зимы. Зимой мы принимали участие в разведке очагов с беспилотниками и тепловизорами и вместе с местными службами удачно тушили очаги, перемешивая торф со снегом. Но есть опасения, что остались очаги, к которым весной могут прибавиться новые точки от поджогов травы. Мы внимательно следим за ситуацией на Урале: тут, в отличие от Московской области, влаги очень не хватает и запас снега не компенсирует прошлогоднюю засуху.
Аналогичная ситуация в Тюменской области. Поэтому там тоже надо внимательно следить за поджогами травы и сразу тушить их. И, конечно, Якутия, огромный регион, откуда нам тоже пишут о перезимовавших зомби-пожарах. Здесь сезон начнётся в середине мая. Если случаев выжигания будет много, то тяжелая ситуация прошлого года может повториться.
Обычно массовыми выжиганиями славилась Амурская область, Забайкальский край, до какой-то степени Бурятия, и регионы поменьше — Еврейская автономная область. Во многих из них сейчас на удивление нет масштабного пика.
В Амурской области осознали, что пожаров много из-за того, что много жгут, несколько лет назад, в том числе в результате нашей работы в регионе. И решение местных властей минимизировать количество выжиганий уже несколько лет обеспечивает достаточно спокойный период пожаров весной.
В Забайкальском крае много лет выжигали огромные площади, и каждый год это становилось причиной масштабных, а иногда и катастрофических пожаров, которые потом и сам регион, и его соседи с трудом тушили. В этом году начавшиеся выжигания были приостановлены решением региональных властей. Есть много публичных примеров, как ловят поджигателей, в том числе и государственных служащих, которые устраивают большие пожары. И это явно даёт результат. В Забайкалье горит намного слабее и на гораздо меньшей площади, чем обычно.
Мы много работали с органами власти Забайкалья, выезжали с ними на профвыжигания, осматривали места, которые они выжигали в прошлые годы, поддерживали местных добровольцев. Раньше региональные власти с большим скепсисом относились к идее отказаться от выжиганий. Но в этом году мы написали письма руководству Забайкалья и Бурятии с результатами наших исследований и космическими снимками пожаров, которые происходили в местах профвыжиганий и, возможно, они подействовали.
Аналогичную ситуацию мы видим в Бурятии, которая в последние годы резко снизила объемы выжиганий и благополучно проходит весенний сезон. Несмотря на то, что в ответ на наше предложение ввести мораторий на выжигания, мы получили ответ, что они всё-таки сохранятся, власти республики заверили, что особое внимание уделят тому, чтобы всё было только по правилам. И это делается, потому что выжиганий становится меньше, а контроль за ними возрастает.
Мы призываем все регионы отказаться от выжиганий травы и активно бороться с поджогами, которые устраивают жители. Это, наверно, единственный способ избежать ситуации, когда возникнут настолько большие и многочисленные пожары, что их будет некому и не на что тушить. Сейчас предотвратить это ещё не поздно.