читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
36 лет прошло с того момента, когда чернобыльская катастрофа разрушила миф об устойчивой и безопасной атомной энергетике. Это достаточный срок, чтобы понять, почему эта отрасль не смогла решить проблемы, которые так и не дали развиться атомным технологиям так, как мечтали ее авторы на заре атомной эры. Одна из причин — новые уязвимые места ядерного комплекса, которые выявляет меняющийся мир.
После аварии 36 лет назад многие процедуры и технологии внутри атомной отрасли были пересмотрены. Однако и авария на «Фукусиме», и вооруженные конфликты вблизи атомных станций показали, что причины аварий и других опасных ситуаций могут быть самыми неожиданными. Например, станция лишается электроснабжения по непредсказуемым причинам, или в опасной зоне оказываются люди, не имеющие представления, какие там существуют риски и как себя безопасно вести.
С недавнего времени появились и террористические угрозы. Любой из объектов ядерного топливного цикла может стать мишенью теракта. При этом опасность может представлять не только механическое разрушение реактора в результате теракта, но и внеплановый выход техники из строя из-за кибератак.
Как заявлял глава Совета Безопасности Николай Патрушев, в 2021 году число атак выросло на 15%, а за последние три года в центральной части страны их было зафиксировано 11,5 тысячи. «Среди объектов посягательств — информационные ресурсы органов власти и местного самоуправления, предприятий оборонно-промышленного комплекса, энергетики, включая атомную, а также учреждений образования и науки», — сообщил глава Совбеза.
Человечество не готово к новым неожиданным сценариям, которые могут привести к масштабным радиоактивным выбросам.
Добавление новых рисков к имеющимся ставит гораздо более общие вопросы: насколько мы научились справляться с известными рисками и готовы ли к новым? И насколько эти риски стоят того эффекта, который дает атомная энергетика?
Ответ на первый вопрос — нет, пока не научились. Чернобыльская радиация продолжает распространяться через лесные пожары на загрязненных территориях. А новый саркофаг — это лишь временное укрытие, и ученые всё ещё ищут пути чтобы решить проблему с ядерным топливом внутри саркофага.
Более того, мы даже не можем предугадать всех ситуаций, когда потенциальная опасность неожиданно может стать реальной. Ни вследствие природных явлений, ни как результат безответственных действий человека.
Отвечая на второй вопрос, можно сказать, что за годы, которые прошли после Чернобыля, мировая атомная энергетика вышла на свой максимум по объему производимой энергии и по установленной мощности АЭС. Это значит, что атомная энергетика исчерпала возможности своего роста. Новые АЭС только замещают выводимые из эксплуатации атомные станции.
В мире происходит медленное, но неуклонное снижение доли ядерной энергии в валовом производстве электроэнергии: с 17,5% в 1996 году она уменьшилась примерно до 10% в 2020 году и продолжает снижаться. Атомная энергетика просто не успевает за растущим электропотреблением в мире.
Таким образом атомная энергетика вовсе не является тем ресурсом, без которого человечество не могло бы обойтись в принципе, но зато является источником огромных и часто непредсказуемых рисков. Очевидно, что такая «игра» свеч не стоит.
Да, альтернативы есть. Пока «Росатом» и другие атомные корпорации решают старые и новые проблемы, в мире успешно развиваются другие современные неядерные технологии получения энергии. Так, в по некоторым данным «зелёные» источники энергии (без учёта гидроэлектростанций) произвели больше электроэнергии, чем АЭС в 2019 году, по другим — в 2020 году.
При этом, в отличие от ядерной генерации, подавляющая часть возобновляемых источников энергии не имеет топливного цикла, а значит и рисков, связанных с ним.