читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Недавно Министерство энергетики предложило больше не считать сжигание твёрдых коммунальных отходов (ТКО) возобновляемым источником энергии (ВИЭ). Инициативу обсудили в Госдуме на расширенном заседании экспертного совета.
По итогам встречи все участники получили заключение — документ, в котором перечислены докладчики, темы дискуссии и решения. Спустя неделю участникам пришло то же заключение, датированное тем же днём, но уже с другими решениями. Оба заключения у нас есть. На простом примере показываем, как быстро может измениться решение Госдумы в отношении мусоросжигания, а вместе с ним – и наша окружающая среда.
В 2019 году в закон об отходах ввели понятие «энергетическая утилизация» (иначе — мусоросжигание) и заодно признали его возобновляемым источником энергии (ВИЭ). Другими словами, энергия, которую теперь получают от сжигания отходов, по закону считается неисчерпаемой, возобновляемой и безопасной, как энергия ветра или воды.
Как только появились такие поправки, Гринпис в России сразу забил тревогу. Сжигание отходов ни в коем случае нельзя было признавать возобновляемым источником энергии. Отходы — это бывшая в употреблении упаковка и товары. На их производство нужны ценные и невозобновляемые природные ресурсы: нефть, газ, металлы и другие. Они могут быть пригодны для переработки и вторичного использования, а не для сжигания. Кроме того, во время сжигания выделяются токсины и парниковые газы, которые усугубляют климатический кризис.
Предложения Минэнерго исключить сжигание отходов из списка ВИЭ Гринпис встретил с поддержкой и воодушевлением.
На встрече, где обсуждали предложение Минэнерго, был представитель «РТ-Инвеста» — инвестор строительства мусоросжигательных заводов (МСЗ) в России, он выступал первым. Далее: сотрудники Минэнерго, Минпромторга, ФАС, Минэкономразвития, Ассоциации «НП Совет Рынка», «Атомэнергомаш», «Сообщества потребителей электроэнергии», Русал и Ассоциации «РазДельный Сбор». Удивительное и невероятное: мусоросжигателям дали первое слово, а экологам — последнее.
Первый вариант решения (как оказалось, неокончательный) прикрепляем ниже.
Обратите внимание на второй пункт: положение, что сжигание отходов – это возобновляемый источник энергии, и поддержка технологий по сжиганию не помогают строить экономику замкнутого цикла (где отходы становятся сырьем для новых вещей) и снижать выбросы парниковых газов.
Как вы могли заметить, итоги значительно расширились. Но мы не комментируем каждое решение и предлагаем взглянуть на третий пункт. Обратите внимание, как в том же документе по итогам одной и той же встречи разительно изменился подход: теперь составители не говорят ни слова о циклической экономике или о том, что сжигание препятствует снижению парниковых газов.
В новом варианте отмечается, что отнесение сжигания отходов к ВИЭ и стимулирование такого сжигания снижает объёмы полигонного захоронения и выбросов углекислого газа от полигонного захоронения. Интересно, что сжигание мусора резко стало «помощником» в снижении выбросов, в то время как в предыдущем варианте заключения заявлялось обратное.
Сложно сказать, что стало причиной столь разительного разворота и изменения решения экспертного совета. Мы не узнаем в действительности, способствовал ли кто-то этой резкой перемене или нет, поэтому не берёмся строить догадки.
Если сжигание отходов так и будет считаться возобновляемым источником энергии, у развития мусоросжигательной отрасли не будет преград. Сжигание отходов приведёт к увеличению выбросов парниковых газов в атмосферу, а мы будем дышать частицами золы, образующимися в результате работы мусоросжигательных заводов (МСЗ).
Российский Гринпис отправил письмо в Минэнерго в поддержку изначально предложенных поправок. Мы надеемся, что законотворцы одумаются и всё-таки прислушаются к Минэнерго и перестанут считать сжигание отходов возобновляемым источником энергии.
Наша общая задача — уменьшать количество отходов и использование невозобновляемых природных ресурсов, а не бесперебойно создавать отходы для будущего сжигания. Только так мы сможем сохранить природные экосистемы.