читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
В конце апреля на сайте regulation.gov.ru появился проект изменений в законодательство, которые позволят снизить требования к безопасности стоков, попадающих в Байкал. Против таких изменений уже высказалось большинство учёных, но в Минприроды к их мнению не прислушались.
Рассказываем, как проект может навредить Байкалу и кому нужны эти изменения. В конце — инструкция, как вы можете помочь не допустить этого.
Изменения планируется внести в приложение 1 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии, который утверждает нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему Байкала и список вредных веществ, в том числе особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера.
Именно этот приказ устанавливает, чтó и в каком количестве можно сбросить как в сам Байкал, так и в реки, которые впадают в озеро.
Принципиально важно, что любые изменения в приказ должны быть научно обоснованными, а сами обоснования — открытыми и доступными.
Действующий приказ и без изменений вызывает вопросы в научном и экологическом сообществе. А предлагаемые изменения касаются двух таблиц, которые есть в приложении 1. В первой таблице приведены вещества и их концентрации, которые могут попадать непосредственно в озеро. С одной стороны, предельные нормы, указанные там сейчас, настолько низки, что, фактически, это означает запрет на сброс в Байкал сточных вод без надлежащей очистки.
Но по данным Росприроднадзора, ни одни действующие сейчас очистные сооружения, например, в городе Байкальске, не могут очистить воду до указанной в законе нормы. Поэтому вместо совершенствования очистки или использования замкнутого цикла, на практике выходит, что эти нормы просто не соблюдаются.
В то же время Приказ 83 открывает принципиальную возможность сбрасывать сточные воды непосредственно в Байкал, что также не может не вызывать тревоги.
В таблице № 2.3 этого же приложения — список веществ и их концентрации, которые можно сбрасывать в водоёмы в центральной и буферной экологических зонах. Это, в основном, промышленные сбросы.
Предлагаемые изменения в приказ угрожают экосистеме Байкала загрязнением химическими веществами, в том числе опасными и особо опасными.
Общественное обсуждение изменений начинается уже не в первый раз. Первая попытка внести эти изменения не удалась в марте этого года: проект изменений получил на портале 164 голоса «против» при только одном «за». По всей видимости, после этого он вернулся в Российскую академию наук для дальнейшего обсуждения. Но в конце апреля этот документ снова появился на федеральном портале проектов нормативных актов в том же виде.
Поводом для внесения изменений стало то, что у контролирующих органов нет аттестованных методик для измерения таких малых концентраций некоторых веществ, которые указаны в Таблице № 1, и это подтверждается данными Сибирского отделения РАН.
Однако, вместо внедрения новых более точных методов, предлагается повысить концентрации по некоторым веществам.
Поэтому учёные Сибирского отделения РАН предложили выделить в таблицах отдельные опасные хлорсодержащие соединения, чтобы контролирующие органы могли вести учёт концентраций этих опасных веществ и предотвратить их сброс как в само озеро, так и в водные объекты центральной и буферной зон.
Эти вещества чрезвычайно токсичны, канцерогенны и могут накапливаться в организмах живых существ, вызывая функциональные расстройства и, в итоге, смерть.
Загрязнение Байкала такими веществами может стать, например, причиной снижения иммунитета байкальского эндемика — нерпы и привести к серьёзному уменьшению её популяции, а известный байкальский омуль, возможно, станет опасно есть, как это было с рыбой из Балтийского моря.
Однако в Минприроды не представили никакого научного обоснования изменению норм и не прислушались к мнению учёных ни в марте, ни в конце апреля. На портале проектов нормативных актов снова появился снова проект приказа, против которого выступили как учёные и эксперты Научного Совета по вопросам озера Байкал СО РАН, так и Совет по глобальным экологическим проблемам РАН.
Уже несколько лет в России пытаются решить проблему накопленного экологический ущерба Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Комбинат работал на берегу Байкала почти 50 лет, и за это время накопилось 6,5 миллиона тонн шлам-лигнина. Сейчас они хранятся в резервуарах-шламонакопителях недалеко от озера.
Перед властями стоят сразу две задачи. Одна — ликвидировать накопленные отходы и рекультивировать полигоны, где они хранятся. Пока эта задача не решена, есть и другая: откачивать талые воды, которые ежегодно скапливаются в шламонакопителях и могут оказаться в Байкале, просто перелившись через край.
Именно в накопленных отходах БЦБК содержатся те вещества, которых коснутся предлагаемые изменения.
Серьёзное смягчение показателей, которые предлагает сегодня Минприроды, облегчает задачу подрядчикам Росатома, занимающимся ликвидацией отходов БЦБК. Но создаст повышенные риски для самого озера.
Кроме этого, ослабление требований к промышленным сбросам устанавливается для территории всего бассейна Байкала. Это может стать для местных предприятий стимулом начать изготавливать продукцию, которую нельзя было производить из-за более строгого законодательства. Это тоже может нанести серьёзный урон озеру в будущем.
И ещё: изменения в приказ Минприроды противоречат действующему федеральному законодательству России. По сути, статья 14 закона «Об охране озера Байкал» подразумевает, что пересмотр установленных нормативных требований возможен только в сторону их ужесточения.
ОТПРАВЬТЕ ОБРАЩЕНИЕ СО СВОЕЙ ПОЗИЦИЕЙ ПО ИЗМЕНЕНИЯМ
Если вы уже зарегистрированы на сайте regulation.gov.ru:
Если вы не зарегистрированы на сайте regulation.gov.ru:
Как проголосовать с помощью учётной записи на «Госуслугах»:
Поддержать российский Гринпис регулярным пожертвованием