читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Что спасать от природных пожаров в первую очередь? К сожалению, вопрос совсем не праздный. Изменение климата создаёт для пожаров благоприятные условия, в том числе становится больше сухих гроз. Люди продолжают обращаться с огнём неосторожно, часто просто устраивают поджоги по разным причинам, а государственные и муниципальные службы по-прежнему используют огонь в сельском и лесном хозяйстве. За последние годы пожаров происходит всё больше и больше, они охватывают всё новые и новые и всё более северные территории, а сил и ресурсов справиться со всеми у лесной охраны и МЧС не хватает. И зачастую приходится выбирать.
Когда в заповеднике или национальном парке большой пожар, чаще всего сильно горит и всё вокруг. В обычный, не сложный год, охрана ООПТ может рассчитывать, что ей поможет Авиалесохрана, региональная авиабаза или МЧС. Но первая задача у пожарных — это всегда жизнь и здоровье людей. И конечно, государственные силы всегда будут сначала брошены на защиту деревень, посёлков и городов от огня и дыма. Когда главные силы МЧС, пожарной охраны, Авиалесоохраны спасают людей, служба охраны особо охраняемых территорий может остаться один на один с массовыми пожарами.
Поэтому вместе со множеством других знаний и навыков инспекторы должны уметь предотвращать пожары, а если они случились — находить их и тушить. Часто им самим нужно руководить тушением, работать вместе с добровольцами, взаимодействовать с властями. А чтобы справляться с огнём небольшими силами, нужно осваивать и новые технологии.
Российский Гринпис уже не первый год помогает сотрудникам особо охраняемых территорий все эти навыки осваивать, тренироваться, а когда надо — и тушит пожары вместе с инспекторами. В этом году до начала сезона больших лесных пожаров сотрудники Гринпис успели провести тренинги в нескольких регионах, которые сильно горели в прошлом году.
Заповедник «Кроноцкий» охраняет не только свою территорию, но и Южно-Камчатский федеральный заказник и Корякский заповедник, который очень сильно горел в прошлом году. Невысокие горы, между ними огромная обширная долина, покрытая множеством озер, соединенных ручьями и реками, болотами, — территория доступная только с вертолета. Туда каждый день доставляли людей и несколько недель тушили пожар, который пришёл с соседней территории. Горела тундра, кедровый стланик. Когда пожар дошел до заповедника, его тушили вместе с региональными и федеральными силами Авиалесоохраны, и площадь пожара даже в границах заповедника была несколько десятков тысяч гектаров.
Много людей вертолётом не доставить, поэтому важно уметь справляться огнём небольшой группой. Вместе с сотрудниками «Кроноцкого», который и пригласил Гринпис провести тренинг, на тренинге были инспекторы из природного парка «Вулканы Камчатки». В отличие от заповедника в парке много туристов, которые оставляют за собой костры, и там ещё чаще сталкиваются с пожарами.
Сотрудник «Кроноцкого» в прошлом году был в группе инспекторов и добровольцев и прошёл специальное обучение. Он сам тушил пожары в Хакасии, и заповедник решил обучить и других сотрудников: попросил Гринпис провести отдельный тренинг, где были и юридические вопросы, и курсы первой помощи под руководством отдельного специалиста, и конечно тушение. Буквально спустя неделю после тренинга в «Кроноцком» случился первый пожар, который сотрудники оперативно потушили сами.
«Ладожские шхеры» — полная противоположность труднодоступным территориям Корякского заповедника. Скалистые острова на Ладожском озере привлекают множество туристов из Карелии и Ленинградской области, которые не только любят ходить в походы на байдарках и парусных катамаранах, но в последнее время устраивают и регулярные пожары, оставляя за собой на стоянках непотушенные костры, тлеющие окурки. В прошлом году на островах было рекордное количество пожаров — около 40, включая большой пожар на острове Путсаари.
Уже 15 лет на островах устраивает постоянное дежурство Общество добровольных лесных пожарных (ОДЛП). Местные жители их часто просто называют «бобрами», поскольку на их эмблеме изображён бобр-пожарный. Каждый год в течение всего лета добровольцы стоят на островах лагерем, наблюдают за территорией и, если замечают на каком-нибудь острове пожар, идут туда на лодках и тушат его.
В этом году заповедник наконец получил достаточно финансирования, в подчинённом ему парке появились сотрудники, помещение, им купили моторные лодки и технику. Сотрудников надо было тренировать, и туда пригласили Гринпис.
Когда-то лагерь создавался как временный, до тех пор пока на озере не будет создан национальный парк и пожарами не будет заниматься его охрана. Парк юридически появился в 2017 году, формально он подчиняется заповеднику «Кивач», но до недавнего времени у него не было ни охраны, ни финансирования, и шхеры по-прежнему охраняли добровольцы и сотрудники Авиалесоохраны. В прошлом году пожары вместе с добровольцами тушил единственный на тот момент сотрудник парка.
Вместе с шестью новыми инспекторами национального парка и заместителем директора «Кивача», который руководит парком, тренироваться пришли сотрудники местной коммерческой фирмы, которая на озере выращивает форель. Компания взяла на себя обязательство тушить пожары, наняла свою пожарную команду и купила пожарное оборудование. А ОДЛП отправило на тренинг добровольцев-новичков.
После теории и практика — полноценные учения на одном из мысов: условный пожар, на котором работали все вместе. Теперь есть надежда, что эта огромная территория будет лучше охраняться государством вместе с добровольцами и коммерсантами, которые этой территорией пользуются.
Тренинг на Сахалине — не совсем обычная история. Провести тренинг пригласили волонтеров Добровольческого корпуса Байкала из Бурятии, а те пригласили и Гринпис. Но необычность в том, что особо охраняемая территория, где был тренинг, — негосударственная. Юридически это просто частная территория, которую местные жители получили в районе бухты Тихая по программе «Дальневосточный гектар». Только в этот раз этот землю решили использовать не для хозяйственной деятельности, а наоборот — чтобы её не было вовсе, чтобы сохранить природу.
Одним гектаром дело не ограничилось: присоединялись друзья и друзья друзей, вместе получилось примерно 47 гектаров, их решили объявить общественным природным парком, который охраняется не государством, а только волонтёрами. Логика простая: если все сразу защитить невозможно, можно начать хотя бы с тех мест, которые дóроги, в которых хочется продолжить жизнь.
В этом году один пожар у реки Тихой уже тушили, но пока горит в этих местах не часто. Тем не менее, жители считают, что поскольку места эти популярны у людей, проблема пожаров рано или поздно там возникнет. Кроме того, так же, как и в других местах, из-за изменений климата становится больше грозовых пожаров. Поэтому необходимо научить людей обнаруживать и тушить пожары и грамотно использовать пожарную технику.
Уральский регион тоже не остался без внимания. За последние два года были сильные пожары в заповеднике «Денежкин камень», и мы уже писали о тренинге, который был для инспекторов этой территории, Висимского заповедника и национального парка «Припышминские боры». Вместе с инспекторами там тренировались екатеринбургские Добровольцы быстрого реагирования, и в этом году сотрудники особо охраняемых территорий развивали навыки быстрого обнаружения пожаров и тушения вместе волонтёрами.
За один сезон и еще до начала летних лесных пожаров поддержку Гринпис получили и Северный Урал, и Карелия, и Дальний Восток. Сотрудники организации считают, что важно не только тушить пожары, которые уже случились, но и вкладываться в людей, которые будут работать на этих территориях, чтобы пожаров было меньше.