читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Многолетние наблюдения показывают, что пик летних лесных пожаров в России приходится обычно на середину августа. Но в начале июля глава Якутии Айсен Николаев сказал, выступая на одном из телеканалов республики: «Пик лесных пожаров приходится на период с 30 июня по 10 июля». И добавил: «Есть ряд пожаров в зоне контроля, в отдаленных и труднодоступных местностях, куда даже не долетает авиация, но они не имеют перспектив для расширения».
На 10 июля, по данным «Авиалесоохраны», в России действовало 110 пожаров, которые лесные службы тушили. Ещё 161 пожар в регионах решили не тушить, 160 из них — в Хабаровском крае и Якутии. В предыдущие дни количество пожаров—«отказников» увеличивалось, а число тех, что тушат, то росло, то, наоборот, немного сокращалось.
Если, как было сказано, перспектив для расширения у «отказников» нет, то так ли важно, горит там или нет, и как вообще эти пожары влияют на общую ситуацию?
От тушения какого количества пожаров отказались — трети или половины, — не столь важно, если они охватывают огромные площади. На эту треть пожаров могут прийтись огромные площади, пройденные огнём, где будут самые значительные потери древесины, мест обитания животных и растений и самые большие выбросы парниковых газов. В 2021 году только один пожар в Якутии распространился больше чем на миллион гектаров.
Важно, почему в «зонах контроля» от тушения пожаров отказались. Кто-то говорит, что туда невозможно перебросить людей и технику, а кто-то — что это экономически нецелесообразно. И это совершенно разные мотивы. Да, есть удалённые места, куда перекинуть людей и технику, по крайней мере эффективно и безопасно, настолько сложно с точки зрения логистики, что это становится практически невозможным.
Но участков, до которых действительно не добраться, не так много — не больше четверти российских лесов. И это примерно половина от нынешних «зон контроля». А на вторую половину забросить людей и оборудование можно, но это создаст дефицит сил в других местах. И если потратить деньги на доставку сил на удаленные пожары, их не хватит, чтобы во второй половине сезона тушить пожары, опасные для населенных пунктов.
Получается, что выбор не в том, возможно или невозможно доставить, а в том, на что хватит денег, топлива и парашютистов-десантников. Естественно, выбор делается в пользу ближних и более населённых территорий, и это неизбежно создает гигантские пожары на удаленных территориях, от которых идет огромное задымление, увеличиваются выбросы парниковых газов и потери лесов.
Есть и другая проблема. Авиаотделения, пожарно-химические станции строят и оснащают техникой, исходя из количества пожаров, которые они одновременно должны тушить: один, два, три и больше. Но представим, что после долгой засухи много пожаров началось от гроз. И это совпало с выходными, когда люди после отдыха уехали и оставили костры. И вот возникли одновременно 20 пожаров, и их своими силами уже не потушишь.
Экстренную ситуацию можно решить, если в регион перебросить силы федерального резерва Авиалесоохраны или специалистов с авиабаз в других регионах. Это называется оперативным маневрированием, для него каждый год утверждается план. Но из-за изменения климата пожаров с каждым годом становится больше, и сил федерального резерва не хватает, а региональные базы могут помогать только тогда, когда не горит в их собственном регионе.
По мнению наших экспертов, регионы хронически недофинансированы, а федеральный резерв Авиалесоохраны не в состоянии восполнить недостаток местных сил. Символическое увеличение финансирования регионов на несколько миллиардов рублей после рекордных пожаров прошлого года не везде покроет даже потери от инфляции.
По нашим расчётам, общее финансирование лесных полномочий, которые переданы регионам и включают защиту лесов от пожаров, должно быть увеличено до 150 миллиардов рублей в год.
Это не значит, что везде средств будет хватать на то, чтобы потушить абсолютно всё, но это тот уровень финансирования, который позволит регионам в несколько раз усилить лесную охрану, оснастить её достаточным количеством современной техники и высокотехнологичного оборудования. Тогда появится возможность эффективно маневрировать, вместе с федеральным резервом перебрасывать силы туда, где сильно горит, и справляться с пожарами.
Постепенно увеличивая финансирование, необходимо сокращать «зоны контроля» и стараться тушить пожары во всех местах, куда можно доставить людей и технику. В условиях меняющегося климата, когда погода становится всё более непредсказуемой, экстремальная жара и длительные засухи случаются все чаще и там, где их раньше не было, надо как можно меньше отказываться от тушения. Если начать тушить вовремя, пока огонь не разгорелся до катастрофических масштабов, можно будет существенно уменьшить количество пожаров, а значит — защитить людей и природу от огня и дыма, сократить выбросы парниковых газов и снизить влияние пожаров на изменение климата.
И, конечно, нужно прекратить устраивать пожары собственными руками. Это значит – отказаться от использования огня в лесном хозяйстве, например, от сжигания остатков древесины на лесосеках. В условиях изменившегося климата и недостатка сил для борьбы с пожарами такой отказ становится насущной необходимостью.
Эти шаги нельзя откладывать. Последние несколько лет каждый новый пожароопасный сезон становится не менее тяжелым, чем предыдущий, а прошлый год стал рекордным по масштабам лесных пожаров. И если не предпринимать этих мер прямо сейчас, то пожарные катастрофы будут повторяться и в этом году, и в следующих сезонах.