читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Инспекторов особо охраняемых природных территорий вузы не выпускают — такой специальности попросту нет. А работа есть. И она объединяет много разных специальностей. Настоящий инспектор должен быть и следопытом, и юристом, и оперативником, и гидом, и много кем ещё. В том числе — и хорошим лесным пожарным. Особенно актуально это стало в последние годы, когда ни один сезон не обходится без того, чтобы не горели обширные лесные территории.
Российский Гринпис пригласили принять участие в подготовке инспекторов из заповедников, заказников и национальных парков Алтае-Саянского региона, — в него входит Алтай, Тува, Хакасия и некоторые районы Бурятии и Красноярского края — и в конце июля в Хакасию отправился руководитель противопожарного отдела Гринпис Григорий Куксин. Подготовка проходила в специальном центре стажировки государственных инспекторов, который работает на базе Хакасского природного биосферного заповедника. Эти тренинги традиционно поддерживает Всемирный фонд дикой природы.
Центр создавался в заповеднике больше десяти лет назад в основном для того, чтобы подготовить сотрудников службы охраны особо охраняемых территорий Алтае-Саянского региона к борьбе с браконьерами, но теперь и борьба с пожарами стала здесь полноценным тренировочным курсом.
Целый день инспекторы изучали работу на природных пожарах: как обеспечить безопасность, какой должна быть экипировка лесного пожарного, как использовать оборудование, как вести себя во время тушения и как им управлять. Показывали инспекторам, конечно, и современные технологии. Например, как находить пожары и наносить их на карту с помощью беспилотников, рассказывал инспекторам ведущий инженер научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ Алексей Марочкин.
Сейчас как никогда важно действовать осмысленно и быстро. Пересмотр «зон контроля» позволит вдвое снизить количество лесных пожаров на очень больших территориях. Это даст возможность сосредоточить силы на тушении пожаров, которые всё-таки произошли. Эффект от таких изменений поможет сохранить огромные площади леса.
📄 Текст обращения Председателю Правительства РФ Мишустину М.В.
«Особенность этого года была в том, что это были сотрудники-новички. Нам важно помочь людям с самых первых шагов работы втянуться и поставить высокую профессиональную планку. Были и те, кто уже участвовал в тушении, — рассказывает Григорий Куксин. — Мы говорили и о причинах пожаров, и о том, что в большинстве случаев это дело рук человека. В Хакасии об этом хорошо знают. Здесь прекрасно помнят, как в 2015 году из-за того, что повсеместно жгли траву у каждого посёлка, на каждом поле, буквально за один день выгорели целые посёлки и погибли люди».
Пожары на особо охраняемых территориях — это особая история. С одной стороны, в заповедниках, нет посторонних людей и пожары устраивать там некому. Но пожары туда все же приходят – с соседних территорий, где они массово возникают: весной — из-за выжиганий травы, летом — из-за неосторожности при проведении работ на лесосеках. Где-то сжигают древесные остатки, где-то не тушат костры. А в национальных парках территории открыты, там есть туристы, есть рыболовы, там пожары могут возникнуть и на самой охраняемой территории.
«Но дело не только в кострах. Огонь используют в лесном хозяйстве, и от этого возникает огромное количество пожаров, с которыми мы не справляемся, — говорит Григорий Куксин. — В результате нужно выбирать, какие пожары тушить, а какие нет. Это создает опасность и для населенных пунктов, и для заповедников, и национальных парков. Невозможно ведь бороться с пожарами отдельно только на особо охраняемых территориях или только вокруг посёлков. Надо просто убрать огонь из практики лесного хозяйства».
Если не отказаться от применения огня в лесном хозяйстве, то сколько бы сил и времени ни тратилось на подготовку инспекторов к борьбе с огнём, защитить особо охраняемые территории они не смогут. Если же исключить такую практику, появится возможность тушить как можно больше пожаров, в том числе и тех, которые сейчас не тушат из соображений экономической нецелесообразности.
Мы просим вас поддержать наш призыв и подписать обращение к правительству.