читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Застраивать и вообще любым образом осваивать территорию заповедника нельзя. Этот запрет позволяет сохранить заповедную окружающую среду. Но почему этого не стоит делать даже возле его границ? Этому есть простое объяснение.
В 2020 году многим из нас временами приходилось сидеть дома в полной изоляции. А представьте, если бы мы больше никогда не смогли покинуть стены квартиры. Удручает, не так ли? Примерно в такой же ситуации находятся животные, вынужденные жить только в границах особо охраняемых природных территорий, поскольку за ее пределами хозяйствует человек. Часто это подразумевает застройку территорий. Сюда крупные животные скорее всего больше никогда не придут и жить здесь не смогут.
Чем крупнее животное, тем больше места ему нужно для жизни — чтобы искать пищу, размножаться и зимовать. Эта территория не может ограничиваться границами заповедника. Животным нельзя сказать: вот вам островок ненарушенной природы, здесь можно жить, а всё, что за пределами — для человека и его досуга.
У животных должна быть возможность свободно передвигаться и по близлежащим территориям, которые выполняют роль охранной зоны. Если её застроить, животным придется уходить вглубь заповедника — их станет там много, а кормовой базы, наоборот, мало. Популяция растений и более мелких животных рискует сильно сократиться, а ценность заповедных земель может пострадать из-за небывалой нагрузки.
С середины 1990-х годов численность популяции медведя снизилась вдвое и составляет всего около 300 особей. В последние шесть лет она почти не изменилась, а вот средняя плотность медведей в Кавказском заповеднике увеличилась.
К границам заповедника продолжают прокладывать дороги, и он становится более доступным для нелегального посещения. На западных склонах горы Фишт строится правительственный курорт. У границ заповедника пасется домашний скот – потенциальный источник болезней, общих с дикими животными. Но особенно опасная ситуация сложилась в долине реки Мзымты, где курорт строят практически у границ заповедника и, главное, хотят его значительно расширить. Учёные Кавказского заповедника изучили, как на это реагируют крупные животные.
По данным, на 2019 год, на Западном Кавказе медведи фактически обитают только в Кавказском заповеднике, Сочинском национальном парке и на их периферии. Из-за строительства курортов в долине реки Мзымта уже безвозвратно потеряны около 20 тысяч гектаров в местах обитания медведя, включая хребты Аибга и Псехако. Там медведи любят зимовать. Из-за строительства дороги по долине той же реки медведи больше не могут вернуться из Абхазии в Сочинское Причерноморье — маршрут, по которому они ходили всегда, нарушен.
Подпишите петицию в Правительство РФ с требованием не менять границы Кавказского заповедника.
Дальнейшее расширение курортного строительства приведёт к очередному сокращению ареала и численности популяции медведя, и шансы сохранить популяцию медведя в ближайшие сто лет значительно снизятся.
В 1990-х годах из-за неконтролируемой охоты популяция кавказского благородного оленя почти полностью исчезла в охотничьих угодьях Краснодарского края, Адыгеи и Карачаево-Черкесии и сохранилась лишь в границах Кавказского заповедника. Но и здесь его численность сильно уменьшилась — с 3000 особей до 600.
Позже Кавказский заповедник почти не подвергался влиянию человека, и за последние 15 лет популяция оленей существенно восстановилась. На 2020 год здесь обитало от 1600 до 1800 животных и, как подозревают учёные, большее число оленей одна только территория заповедника сейчас прокормить не сможет, хотя в 1980-х здесь спокойно обитало почти в два раза больше животных этого вида. Это яркий пример, который объясняет, почему нужно сохранять прилегающие к особо охраняемым природным территориям земли и нельзя их застраивать.
Сегодня вырубки леса, нелегальная охота и строительство курортов и дорог совсем неподалёку от Кавказского заповедника не дают животным жить в спокойствии. Пока это так, шанс восстановить, а не уменьшить ещё больше популяцию оленей и других копытных, стремится к нулю.
Переднеазиатский леопард — довольно крупный хищник, которому для жизни нужны большие территории. Занимаемый одним леопардом участок может быть больше 50 тысяч гектаров, все зависит от плотности популяций его жертв. Для сравнения: нетронутая природная территория размером с Москву в пределах МКАДа может вместить всего от двух до четырёх леопардов. А территория Кавказского заповедника в её нынешних границах вряд ли способна обеспечить ресурсами больше 8‒10 особей леопарда, поэтому леопарды неизбежно будут расселяться и занимать приграничные места обитания.
Именно на Кавказе учёные пытаются восстановить популяцию больших кошек. Ещё в 2000-х годах, по данным учёных, на территории России краснокнижных леопардов не было, но благодаря кропотливой работе научного и природоохранного сообщества они снова начали заселять Кавказ.
Процесс восстановления популяции сам по себе очень сложный, но он отягощается всё той же проблемой — строительством курортов у заповедника. Поэтому сейчас особенно важно сохранить каждый участок, более или менее пригодный для жизни этого хищника.
В прессе появилась информация, что Минприроды рассматривает возможность забрать у Кавказского заповедника горный массивы Турьи горы и Агепсту и перевести их в Сочинский заказник. Тогда эти земли компания «Роза Хутор» сможет включить в горный курорт «Долина Васта», построить отели, трассы, рестораны, дороги и привлекать сюда сотни тысяч туристов круглый год.
Российский Гринпис считает это незаконным. Во-первых, такая процедура не предусмотрена российским законодательством. Во-вторых, она приведёт к полному уничтожению природной ценности этой части заповедника и сильно навредит ближайшим территориям, животные отсюда уйдут и больше не смогут вернуться. Не исключено, что им придётся столкнуться с нехваткой пищи и сильным сокращениям популяции.
Только инициаторы строительства получат безусловную выгоду от разрушения природы. Мы призываем каждого, кому небезразлична судьба Кавказского заповедника, подписать обращение в правительство с требованием сохранить границы заповедника нетронутыми. Нужно торопиться: документы по переводу части заповедника в заказник могут быть подготовлены в течение одного месяца.
Мы также просим направить личное обращение через форму на сайте Правительства РФ (инструкция здесь). Так мы будем уверены, что власти не проигнорируют наши обращения.
Для этого нужны всего пара минут и ваше желание помочь: