читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
В октябре 2021 года российский Гринпис разработал рекомендации для сервисов доставки и их партнёров о том, как им стать экологичнее. Рассказывали мы и о том, как это может работать на примерах российских и иностранных компаний.
В итоге с октября крупнейшие сервисы доставки получили больше 37 тысяч обращений от сторонников Гринпис, которые потребовали убрать лишнюю упаковку и приборы из заказов, запустить проекты по доставке блюд в многоразовых контейнерах, не использовать биоразлагаемую упаковку, рассказывать обо всём этом поставщикам, партнёрам и сотрудникам и открыто говорить о том, как бизнес влияет на окружающую среду. В том числе благодаря активной поддержке наших сторонников тренд на экологичность доставки готовых блюд стал более значимым. Рассказываем вам об основных изменениях: от отказа от одноразовых вилок и ложек до экологической работы с клиентами.
Отказ от лишнего — самый простой, но эффективный способ сделать доставку экологичнее. Например, ещё в 2019 году Delivery Club перестали автоматически добавлять в заказ пластиковые приборы, но оставили возможность выбрать их вручную. Тем не менее о результатах инициативы в компании публично не рассказывали. Отказаться от одноразовых вилок, ложек и ножей можно в доставках Broniboy и Dostaevsky.
В 2022 году сервис «Яндекс.Еда» сообщил, что он не только перестал по умолчанию класть пластиковые приборы в заказы. Компания устроила обучение ресторанов-партнёров и ввела антирейтинг для тех, кто кладёт приборы, несмотря на желание клиента от них отказаться. Как рассказали Гринпис в пресс-службе «Яндекс.Еды» эксперимент уже показал результаты: «С декабря по июль 25 миллионов заказов было доставлено без приборов. Если брать средний вес приборов за 5.8 г, то мы не доставили 145 тонн пластика. В июле 2022 года 78% заказов было доставлено без приборов. В прошлом июле таких заказов было всего 52%».
Отказаться от приборов и наклеек теперь можно и в приложении «Додо Пиццы», но там для этого нужно нажать на кнопку «удалить». В «Кухне на районе» автоматически не кладут не только приборы, но и сахар к горячим напиткам, но клиент может добавить его вручную.
Организовать доставку в многоразовой упаковке намного сложнее, но и вклад в решение экологических проблем намного больше. Даже с учётом производства, транспортировки и затрат на мойку использование многоразовых контейнеров на 85% безопаснее для климата.
Сервис доставки рационов «Наготове» привозит рационы питания на неделю в многоразовых контейнерах и забирает их при следующем заказе. Кафе Polkilo в Санкт-Петербурге тоже доставляет свои заказы в многоразовых контейнерах и сумках из переработанных баннеров. После использования всё это можно самостоятельно отвезти в кафе или сдать в пункты приёма в благотворительных магазинах «Спасибо».
Небольшое, но важное экологическое изменение внедрила «Додо Пицца» — теперь в их ресторанах пиццу отдают не в одноразовых коробках, а на многоразовых подносах.
Сервис доставки ингредиентов «Шеф Маркет» собирает, дезинфицирует и снова использует фирменные термопакеты.
Не все контейнеры можно переработать, но это полезная для экологии инициатива. С её помощью компании не только сокращают отходы, но и рассказывают клиентам об их раздельном сборе.
Пользователи сервиса «Шеф Маркет» могут вернуть коробки и упаковку от своей доставки в любом состоянии. Компания обещает передать их на переработку и регулярно напоминает об этом в своих социальных сетях. За июль 2022 года «Шеф Маркет» собрал почти 10 тонн макулатуры, а за всё время работы программы – 300 тонн.
Delivery Club совместно с экоцентром «Сборка» запустил сервис, благодаря которому клиенты доставки прямо через приложение могут заказать вывоз вторсырья из дома на экотакси. При этом можно сдать не только перерабатываемую упаковку от доставки, но и другие виды вторсырья. Как рассказали нам в пресс-службе экоцентра «Сборка», пользователи активно заказывают вывоз вторсырья, а сам сервис увеличил количество точек приема в Москве.
«Додо Пицца» и Dostaevsky на своих коробках для пиццы печатают информацию о том, что их можно сдавать в макулатуру, а ближайший пункт удобно найти на Recyclemap.
Информирование клиентов – важный шаг для развития экологичной доставки, а ещё и одно из наших требований к компаниям. Многие бренды стремятся рассказать о своих инициативах в области устойчивого развития через специальные лендинги.
Такие страницы, например, сделали «Додо Пицца» и Delivery Club. С их помощью клиенты, которые только начали сортировать отходы, могут больше узнать об упаковке и её переработке. «Кухня на районе» тоже рассказывает о своих экоинициативах на отдельной странице.
«Шеф Маркет» рассказывает о эколайфхаках и своих экоинициативах по специальному хештегу #экошеф в соцсетях.
Broniboy совместно с «Собиратором» выпустили рекомендации, которые помогают ресторанам-партнёрам выбрать наиболее экологичную упаковку — такую, которая состоит из неокрашенного материала из одного компонента и её легко сдать на переработку.
«Кухня на районе» разработала и выпустила собственную упаковку. Она прозрачная, может быть переработана во многих регионах России, имеет удобную форму и оптимальный размер. Последний пункт особенно важен, потому что порция не должна быть слишком большой, чтобы не оставалось пищевых отходов. К тому же, если размер упаковки соответствует порции еды, компаниям не приходится в прямом смысле доставлять воздух.
Экологизируется не только доставка еды, но и другие виды доставки. Маркетплейс «Озон» сам собирает свою упаковку для переработки, а с 2022 года он отказался от фирменной упаковки и использует оригинальную — ту, в которую положил товар производитель. Меньше упаковки — меньше отходов. Маркетплейс «КазаньЭкспресс» тоже собирает упаковку для переработки в своих пунктах выдачи заказов, запустил эколендинг и даёт нужную информацию покупателям в своих соцсетях.
Вы можете использовать наши инструкции, рекомендации и примеры, рассказывать о них ресторанам, которые должны измениться — все материалы мы собрали тут.
Экологизировать доставку важно: отказ от лишних одноразовых предметов не только сокращает количество мусора, но и экономит природные ресурсы. Не все сервисы доставки услышали нас и приняли меры, чтобы стать экологичнее. Мы понимаем, что впереди ещё много дел, поэтому не останавливаем нашу работу в этом направлении. И нам очень нужна ваша поддержка.