читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
С марта следующего года вступают в силу новые Правила тушения лесных пожаров, утвержденные приказом Минприроды в апреле и опубликованные в августе. Одно из нововведений касается порядка определения зон контроля лесных пожаров.
Термином «зоны контроля» или «зона космического мониторинга» обозначаются удаленные территории, где по решению местных властей можно не тушить лесные пожары и только наблюдать за их развитием с помощью спутников. Это делается или из-за того, что территория труднодоступна, или из-за того, что затраты на тушение пожаров там превышают ущерб.
Сейчас, по информации Рослесхоза, зоны контроля существуют в 18 регионах, их площадь составляет 505,4 миллиона гектаров, это примерно 44% общей площади лесного фонда. В 2022 году территории зон контроля уменьшились почти на 19 миллионов гектаров. В некоторых регионах, например в Томской области, Забайкальском и Камчатском крае, в Бурятии и Якутии, их сократили, а некоторые регионы — Республика Коми, Новосибирская, Свердловская и Тюменская области — отказались от них полностью.
Почему такое внимание именно к зонам контроля? Потому что пожары на этих территориях часто разрастаются до огромных размеров. Например в прошлом году только один из пожаров в Якутии, который горел в зоне контроля, разросся более чем на миллион гектаров. Часто дым от таких пожаров доходит до городов за сотни, а то и тысячи километров от места, где горит.
На сайте Авиалесоохраны есть карты территорий, которые попадают в зоны контроля в тех регионах, где они есть. Если в этой зоне случился пожар, местные власти оценивают ситуацию и решают, нужно ли его тушить или можно не тратить на него время и деньги и не направлять туда лесных пожарных.
Как отмечают эксперты Гринпис, территорий, до которых действительно не добраться, не так много — не больше четверти российских лесов. Это примерно половина от нынешних «зон контроля». А на вторую половину забросить людей и оборудование можно, но это создаст дефицит сил в других местах. И если потратить деньги на доставку сил на удаленные пожары, их не хватит, чтобы тушить пожары, опасные для населенных пунктов.
Пожары в зонах контроля иногда даже не попадают в статистику и не учитываются при подсчёте количества и площадей пожаров. Мы уже рассказывали о совсем свежем примере этого года — крупном неучтенном пожаре в Иркутской области, который охватил больше 42 тысяч гектаров.
В июле Гринпис направил предложения по борьбе с пожарами в российское правительство. Одним из этих предложений было перестать отказываться от тушения как можно большего числа пожаров в зонах контроля и сразу начать тушить хотя бы там, откуда дым от пожаров может прийти в города и посёлкам или есть угроза заповедникам и национальным паркам. Обращение поддержали больше 23 тысяч человек.
Сейчас как никогда важно действовать осмысленно и быстро. Пересмотр «зон контроля» позволит вдвое снизить количество лесных пожаров на очень больших территориях. Это даст возможность сосредоточить силы на тушении пожаров, которые всё-таки произошли. Эффект от таких изменений поможет сохранить огромные площади леса.
📄 Текст обращения Председателю Правительства РФ Мишустину М.В.
Со следующей весны изменится сам порядок определения зон контроля. По новым требованиям, зоны контроля будут устанавливаться на год не позднее 20 февраля. В них нельзя будет включать леса, которые могут использоваться, например, для заготовки древесины, научно-исследовательской, образовательной, рекреационной деятельности, разведки и добычи полезных ископаемых и некоторых других целей. Кроме того, эти зоны теперь не смогут примыкать к населенным пунктам и объектам экономики, транспортной инфраструктуре с регулярными пассажирскими перевозками, трубопроводам, зонам наземной охраны лесов от пожаров, землям обороны и безопасности в погранзоне.
Как пишут эксперты российского Гринпис, это значит, что «суммарная площадь всех категорий фактически не охраняемых от огня лесов («зон контроля» и лесов, которые по действующему законодательству могут не признаваться лесами и за сохранность которых никто не отвечает – лесов на сельхозземлях, землях запаса и других) по новым правилам может составить 25-30 процентов от общей площади земель лесного фонда и иных земель, на которых расположены леса (сейчас она составляет больше половины)».
Отчасти да, потому лесов, которые не тушат, станет существенно меньше. Но значит ли это, что в реальности станет меньше пожаров? Вот тут все не так однозначно.
Во-первых, как подчеркивают те же эксперты, неохраняемые леса в окрестностях поселений, объектов экономики и инфраструктуры все-таки сохранятся. В первую очередь это леса на землях сельскохозяйственного назначения: некоторые бывшие колхозные и совхозные территории и новые леса, выросшие на заброшенных участках.
Во-вторых, охраняемых лесов станет больше, соответственно и затраты на их охрану должны стать больше. Но тех ресурсов, которые есть в распоряжении регионов на охрану лесов и тушение пожаров не хватает даже на нынешние территории. В 2022 году финансирование регионов на эти цели увеличили с 6 млрд до 14,2 млрд рублей. Однако, по подсчетам российского Гринпис, для эффективной борьбы с пожарами сейчас необходимо 150 млрд рублей.
Тем не менее, новые правила — это важный шаг, который сделан в борьбе с пожарами. И сделан он был в том числе и потому, что мы вместе предлагали эти изменения и настаивали на них. Но чтобы довести изменения до совершенства, потребуется еще много усилий.