читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
20 сентября в прессе появилось множество сообщений о том, что депутат Госдумы Александр Якубовский отправил запрос в Минюст и Генпрокуратуру РФ с предложением признать российский Гринпис иностранным агентом. Это произошло через две недели после того, как Гринпис выступил против законопроекта, снимающего запрет на сплошные рубки у берегов Байкала, который действует с 1999 года. Примечательно, что одним из инициаторов этого законопроекта был сам г-н Якубовский. Мы полагаем, что эти два события взаимосвязаны.
Летом этого года несколько депутатов и сенаторов, среди которых был Александр Якубовский, предложили внести изменения в федеральный закон «Об охране озера Байкал». Одна из важных поправок, которая сильно встревожила экологов, — снятие запрета на сплошные санитарные рубки у самых берегов озера, в центральной экологической зоне (ЦЭЗ).
Если закон примут, у него будет два основных последствия:
Российский Гринпис не может согласиться с уничтожением Байкала, природного объекта всемирного наследия ЮНЕСКО — этим, вероятно, и мешает.
Российский Гринпис не единожды обращал внимание на то, что по действующим законам признать организацию иностранным агентом невозможно. Деятельность в области защиты растительного и животного мира, благотворительности и добровольчества не относится к политической. А за 30 лет своего существования в России, Гринпис не входил в состав ни одной политической партии и ни одну из них не поддерживал.
Всего четыре месяца назад Российское экологическое общество (РЭО) уже просило Минюст признать российский Гринпис иностранным агентом, однако получило отказ. У нас есть предположение, почему такие нападки периодически происходят.
Александр Якубовский считает, что российский Гринпис ведёт свою деятельность «не в интересах России и её жителей». Что же тогда в интересах граждан, по логике депутата, — загрязнённый Байкал? Голые безжизненные земли вместо леса и обеднённое биологическое разнообразие?
В последние дни у депутата Якубовского появились последователи. РИА «Новости» опубликовало статью некоего Сергея Савчука, где тот, ссылаясь на «тектонические сдвиги внутри российского общества», приводит «доводы», почему Гринпис надо признать иноагентом.
«Когда Монголия заявила о планах строительства ГЭС “Шурэн” и плотины на реке Орхон для переброски стока реки в Гоби, а также плотин на реках Эгийн-гол, Тола и Дэлгэрмурен, наши герои развернули целую информационную кампанию. Как обычно, была придумана максимально жуткая история, в данном случае о том, что будет нарушена экосистема рек, а Байкал чуть ли не высохнет полностью. Дело было в 2013 году, с тех пор Монголия таки отказалась от возведения гидроэлектростанции “Шурэн”, заменив ее покупкой электричества с российских ГЭС, зато провела модернизацию и нарастила мощности на других своих аналогичных объектах. Сотни тысяч туристов ежегодно могут убедиться, что Байкал никуда не делся и уровень его не просел».
Непонятно, в чём именно автор обвиняет Гринпис, который действительно вместе со многими российскими НКО боролся с этими опасными для бассейна Байкала проектами: в том, что Монголия провела модернизацию своей энергосистемы, или в том, что Россия получила новые рынки сбыта своей электроэнергии?
Озабоченность планами строительства ГЭС в бассейне Байкала высказывали не только общественники, но и руководители страны, например, вице-премьер Виктория Абрамченко, которая, исходя из логики автора, тоже действует не в интересах России?
«За пару лет до этого поборники всего хорошего и зеленого требовали остановить Саяно-Шушенскую, Эвенкийскую, Мотыгинскую ГЭС в Красноярском крае, а также каскад ГЭС в Якутии и Центральную ГАЭС в Тверской области. Якобы они старые и применять их опасно».
Такие требования Гринпис нам неизвестны, особенно с учётом того, что строительство Эвенкийской и Мотыгинской ГЭС в Красноярском крае и Центральной ГАЭС в Тверской области даже не начато.
Гринпис вместе с другими НКО, местными властями и жителями действительно участвовал в кампании против строительства Эвенкийской ГЭС, в проекте которой предполагалось затопление более миллиона гектаров ценнейших лесов, оленьих пастбищ, посёлков коренных жителей, включая столицу бывшего Эвенкийского автономного округа Туру. Раскритиковало этот проект и научное сообщество. К счастью, компания «РусГидро» сама отказалась от этого разрушительного проекта.
«Greenpeace требовала от правительства Российской Федерации свернуть программу внедрения современных мусоросжигательных заводов. Программа эта была разработана специально, чтобы затормозить геометрический прирост объемов городских свалок, превращая отходы в энергию, которая направлялась бы на отопление жилых домов и обеспечение электричеством. Эта инициатива, кстати, была нацелена, в том числе на очистку накопившихся еще с советской поры свалок мусора в зоне Арктики. Примечательно здесь то, что экологов совершенно не волновал факт увеличения количества заводов с технологией W2E (waste to energy) в европейских странах, но, как только благую инициативу решили перенести на российскую землю, они резко сменили мнение».
Национальные организации Гринпис в разных странах и регионах создаются именно для того, чтобы лучше вести работу именно там. При этом Гринпис выступает не против отдельных стран или компаний, а против неэкологичных проектов, неважно, в каком месте планеты они реализуются.
Аргумент, что Гринпис выступает против мусоросжигательных заводов только в России, а в Европе ― нет, распространённый среди наших оппонентов, но ложный. Мы разоблачали этот миф ещё в прошлом году. Почему топливо, получаемое от сжигания отходов опасно не только для экологии, но и для здоровья россиян, мы тоже рассказывали. Возможно, автор статьи и хочет дышать выбросами от сжигания пластика, резины, градусников и батареек, а мы не хотим и вам не советуем.
«Эти же граждане не так давно устроили настоящую истерику, пугая российское и западное общество якобы массовым выбросом радиоактивных веществ. Представители Greenpeace уверяли, что в Челябинской области на одном из предприятий “Росатома” произошла утечка изотопов рутения-106. Бурная активность развернулась вокруг производственного объединения “Маяк”, предприятия государственной важности. “Маяк” еще со времен СССР занимается разработкой и созданием компонентов ядерного оружия, здесь также нарабатываются различные изотопы, которые впоследствии отправляются на российские и зарубежные АЭС. Ребята из Greenpeace под сурдинку якобы случившейся аварии требовали — ни много ни мало — остановить завод, обеспечивающий государственную безопасность».
Самое появление Гринпис в 1971 году ― это результат выступлений активистов против ядерных испытаний у острова Амчитка на Аляске. Все последующие годы Гринпис был последовательным и выступал против ядерной энергетики по всему миру. Сама вероятность повторения чернобылей, ставящая под угрозу не только экологию, но и жизни и здоровье людей, должна заставить отказаться от атомной энергетики.
По нашему мнению, химкомбинат «Маяк» если что и обеспечивает, то как раз государственную антибезопасность. С 1949 по 1951 года его радиоактивные отходы просто сливались в реку Течу, из-за чего облучению подверглось 124 тысячи человек. В 1957 году на предприятии произошёл взрыв, уступающий по масштабам катастрофы только ЧАЭС и «Фукусиме-1». Спустя 50 лет после аварии Гринпис провёл опрос, из которого выяснилось, что жители посёлка Муслюмово около комбината страдают от злокачественных образований в 2,6 раза чаще, чем в среднем по России.
В 2017 году на предприятии действительно произошёл масштабный выброс рутения-106. Это не выдумки Гринпис, а факт, подтверждённый чуть позже международным исследованием. Сначала высокие концентрации обнаружили в нескольких европейских странах, а потом выяснилось, что ещё ранее значительные концентрации рутения-106 были обнаружены в населённых пунктах вблизи комбината «Маяк». «Росатом» пытался скрыть эту информацию.
«Greenpeace был предельно активен во время локальных выступлений в Башкирии, всемерно раздувая накал страстей вокруг выделения очередного шихана под промышленную добычу соды. Все бы ничего, если не знать, что речь тут шла о ключевом предприятии “Башсода”, которое фактически является градообразующим для города Стерлитамак и где трудится едва ли не каждый третий горожанин».
Действительно, два года назад в Башкортостане развернулась борьба за сохранение шихана Куштау. В первую очередь за это бились сами жители республики, особенно Стерлитамака, потому что именно для них ценна эта уникальная гора (таких осталось всего три). Жителей поддерживали многие НКО, включая Гринпис, Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, правоту защитников Куштау признал и российский президент.
В результате глава Башкортостана по согласованию с Минприроды России придал шихану Куштау статус памятника природы, а Арбитражный суд запретил добычу полезных ископаемых на его территории. То есть, опираясь на логику автора статьи, все эти органы и решения тоже не в интересах нашей страны?
Мы полагаем, что требования Гринпис сохранить благоприятную окружающую среду для всего общества идут вразрез не с интересами страны, а с намерениями некоторых предпринимателей и их разнообразных лоббистов нажиться на бесконтрольном использовании природных ресурсов России.
Лучшим ответом господину Якубовскому и его последователям будет ваша подпись под обращением председателю Комитета по экологии Госдумы Дмитрию Кобылкину. В нём неравнодушные граждане просят не снимать запрет на сплошные санитарные рубки на Байкале, чтобы уберечь озеро от серьёзных экологических угроз.
Уже 30 лет Гринпис спасает природу России. Так будет и дальше, но теперь нам потребуется больше сил. Без вашей поддержки нам не справиться.