читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Эрозия — это процесс разрушения верхнего плодородного слоя почвы под воздействием ветра, воды или изменения климата. Из-за неё появляются промоины, овраги и речные долины. Так из-за речной эрозии образовался Гранд-каньон: река Колорадо на протяжении миллионов лет прорезала скалу вглубь и вширь. Эрозия почвы — это естественный геологический процесс, однако деятельность человека может сделать его более масштабным и быстрым и привести к разным экологическим проблемам.
Эрозия почвы может быть вызвана природными явлениями. Обычно бывает водная и ветровая эрозия.
Чаще всего водная эрозия возникает из-за интенсивных погодных явлений — проливных дождей, внезапных наводнений, быстрого таяния снега. Чем больше воды течёт по земле, тем больше почвы уносится по течению. Особенно уязвимы в таком случае земли без деревьев и какой-либо растительности, которая поглощает воду и буквально держит своими корнями почву на месте. Ещё опаснее, если это не равнина, а горы — под углом поток воды становится более сильным и разрушительным.
Причина ветровой эрозии, как можно догадаться, — это сильные ветра, которые поднимают рыхлую засушливую почву в воздух и перемещают из одного места в другое. В 2020 году в США поднялась огромная пыльная буря, которую было видно из космоса. Она переместилась из Колорадо в Небраску и Канзас, преодолев почти 500 километров! В России сильные пыльные бури часто возникают в Калмыкии, Башкирии, Астраханской и Волгоградской областях, а также на Северном Кавказе. Исследование, опубликованное в журнале Science, показало, что из-за частых засух и расширения пахотных земель пыльные бури стали более агрессивными за последние 20 лет.
Крупнейшим источником пыли сегодня считается Арал — бывшее солёное озеро на границе Казахстана и Узбекистана. За год масса переносимой ветром песка в районе Арала может достигать 90 млн тонн.
Эрозия почв наносит большой урон народному хозяйству страны и в первую очередь — земельным ресурсам. В чернозёмной зоне России овраги ежедневно выводят из сельскохозяйственного оборота до 70–80 гектаров земли. Но овраги — это крайняя степень проявления эрозии. Более широко распространена поверхностная эрозия. Она не столь заметна, но очень вредна. Под действием поверхностной эрозии снижается плодородие почвы, повреждаются растения, происходит потеря урожая от 10 до 70 %.
Сегодня в России более 76 миллионов гектаров земель, по разным причинам выбывших из сельского хозяйства и зарастающих лесами. Это площадь целой Турции или 4,5 % от площади России. На них уже практически не вырастить агрокультуры, но можно выращивать деревья для всех бытовых нужд человека. Это позволит предотвратить вырубку и эрозию в диких, особенно ценных лесах для сохранения видового разнообразия и смягчения изменения климата. Как? Ответ найдёте ниже.
Эрозия — и так довольно разрушительный процесс, а человек иногда делает его ещё более опасным, главным образом, уничтожая большие площади лесов. В Бразилии от ценнейших амазонских лесов избавляются с помощью огня, чтобы расширять площади пастбищ и сельхозугодий. В России леса чаще всего вырубают для заготовки древесины и продажи.
Рубки леса — мощный активатор эрозии почвы, вместе они могут привести к очень серьёзным последствиям.
По данным исследователей Корнельского университета, около 60 % почвы, смываемой из-за эрозии, попадает в реки, ручьи и озёра вместе со всеми загрязняющими веществами, которые осели в земле. В итоге в водоёме может начаться вредное цветение водорослей, которое способно навредить или даже убить подводных жителей. Озёра могут обмелеть, если в них попадёт слишком много частиц почвы, река может привести к мощному наводнению, если почва засорит её естественный сток. Под угрозой окажется не только природа, но и ближайшие населённые пункты. Леса способны смягчить эти природные явления, а их вырубка, наоборот, усугубить.
От эрозии почвы и рубок страдают не только водные, но и наземные виды животных и растений. Масштабные вырубки для многих лесных обитателей означают, что эта территория ещё десятилетия будет непригодна для жизни — это всё равно что зона отчуждения для людей. А эрозия почвы, которая последует за потерей лесов, «размоет» почву и сделает её непригодной для многих видов растений. В отличие от животных, они не смогут убежать и попробовать найти новый дом. Некоторые редкие виды могут исчезнуть безвозвратно.
Не только сами деревья могут помогать смягчить изменение климата. Почва — это огромный центр хранения углекислого газа, органических веществ и микробов. Но когда почва деградирует, например, из-за вырубки лесов и неправильной практики ведения сельского хозяйства, пожаров, ветровой и водной эрозии, она может выбрасывать углерод обратно в атмосферу. Потерять здоровую почву — значит лишиться одного из основных инструментов, который у нас есть для борьбы с изменением климата.
Вырубка деревьев означает, что в почву будет поступать меньше питательных веществ и минералов, поскольку источник гумуса значительно сокращается. Естественный мёртвый органический материал, который снабжает почву гумусом, — это листья, упавшие с деревьев, помёт животных, плоды деревьев или гниющие деревья в почве. «Голая» земля больше подвержена эрозии почвы.
Если не вырубать дикие, древние леса, не ездить на тяжёлой лесозаготовительной технике по нетронутым природным ландшафтам, риски эрозии почвы будут пропорционально падать.
Проблема вырубки лесов и эрозии почвы особенно актуальна в Центральной экологической зоне Байкала. Прилегающие к озеру ландшафты — это преимущественно горы с крутыми склонами. Горные леса по берегам играют важную роль в сохранении экосистемы озера — они берегут биоразнообразие, корни удерживают воду и почву, не позволяют, грунту смываться в Байкал, загрязняя его.
Именно поэтому проводить сплошные рубки в лесах по берегам Байкала ни в коем случае нельзя, поскольку это приведёт к катастрофическим последствиям для озера. Однако именно это хотят сделать законодатели — внести изменения в федеральный закон «Об охране озера Байкал» и снять запрет на сплошные санитарные рубки в лесах у озера. Российский Гринпис и научное сообщество считают, что делать этого нельзя.
Наше письмо в Комитет экологии Госдумы собрало уже больше 40 тысяч подписей. Присоединяйтесь!
Мы уже помогли создать два заповедника, четыре национальных парка и один заказник. Поддержите нас, чтобы мы и дальше могли сохранять ценные природные территории от застройки и разрушения.