читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Вы когда-нибудь видели дикаря? Именно так в народе часто называют диких северных оленей. Этот вид крайне важен как для нормального функционирования экосистем, так и для некоторых коренных народов. Рассказываем о нём поподробнее.
Бóльшую часть года северные олени добывают пищу из-под снега. Олень может прокопать лунку в целых 150 сантиметров вглубь в поисках еды, если снег рыхлый — это почти высота взрослой особи в холке! Если же снег плотный, с настом, то и 30 сантиметров могут оказаться непреодолимыми. Что же ищут олени под снегом и что едят летом?
Большой урон популяции северных оленей наносят хищники.
Волк — главный враг. От его лап больше всего диких оленей погибает в лесотундре, тундре и в горно-лесных районах.
Бурый медведь. Охотится на на оленей редко, чаще — на водных переправах.
Росомаха. «Санитар» леса, её ареал практически полностью совпадает с ареалом северного оленя. Может позариться и на взрослого оленя, но чаще всего атакует молодняк или больные, ослабленные особи.
Песец. Там, где этот хищник многочислен, может быть серьёзным врагом для северного оленя.
Лисица. Может утащить новорождённого оленёнка.
Эксперты отмечают, что популяция северного оленя сокращается во всех северных регионах страны. В 1998 году в России был достигнут максимум поголовья северного оленя — 1,2 млн особей. В некоторых регионах популяция остаётся стабильной (Карелия, Якутия) или даже растёт (Хабаровский край, Магаданская область). Однако общая численность северных оленей в стране сократилась за 22 года (к 2020 г.) примерно на 300 тысяч особей. Основные причины:
В Сахалинской области состояние популяции вызывает опасения из-за сильного антропогенного влияния — строительства нефтегазопроводов в местах обитания оленей.
В Тыве в 1961 году было 10 тысяч оленей, но с тех пор поголовье неуклонно снижалось. Точных данных у учёных нет, оленей может быть от четырёх тысяч до нескольких сотен.
В Ямало-Ненецком автономном округе основные факторы снижения численности: техногенное воздействие на угодья, которое сокращает ареал оленя и вытеснение дикого северного оленя из исконных мест обитания домашним оленем.
Одна из популяций северного оленя — ангарская — занесена в Красную книгу РФ. Раньше её ареал простирался от Алтая до Восточного Забайкалья, но затем из-за влияния человека начал сокращаться и фрагментироваться. Железная дорога Новокузнецк — Абакан отделила одну популяцию северных оленей от другой. Единственным местом, где они могли бы пересечься, было слияние двух рек — Уса и Белая Уса. Сейчас это едва ли возможно — там добывают марганцевые руды. Технологическая дорога, проложенная вдоль реки Шатай (Кемеровская область), тоже мешает свободному передвижению оленей.
Численность ангарской популяции сократилась с 8–10 тысяч в 1976 году до 3,5 тысяч в 2015 году.
Всё это привело к тому, что северные олени сегодня сохранились лишь в наиболее труднодоступных местах, на девственных участках ландшафтов, редко посещаемых человеком. Однако и эти места обитания могут быть уничтожены из-за рубок леса. Так, на юге Красноярского края, юго-востоке Иркутской области и в западной части Бурятии сохранились лишь изолированные очаги обитания, которые очень уязвимы из-за антропогенного влияния.
Дикие леса — не единственная, но важная среда обитания для северного оленя. Там они могут найти большие запасы разнообразных лишайников, столь важных для питания оленей зимой. Именно к таким относятся леса у Байкала, и именно в них обитают дикие северные олени. Эти земли особенно привлекательны для зверей ещё и потому, что там сохранились крупные массивы нефрагментированных лесов. И именно это и нужно для устойчивого существования диких северных оленей.
Поэтому у экспертов российского Гринпис вызывает тревогу тот факт, что обширные лесные территории у Байкала могут начать постепенно «дробиться» дорогами и деградировать: в Госдуму внесён законопроект, которые может разрешить проводить в Центральной экологической зоне Байкала сплошные санитарные рубки. Это создаст лазейку для того, чтобы вырубать лес на территории объекта всемирного природного наследия, а затем продавать его.
Мы считаем, что законопроект крайне опасен для Байкала и его жителей. Рубки в диких лесах — в одном из ключевых мест обитания северного оленя — могут привести к дальнейшему сокращению его ареала и численности. Может сократиться популяция и других лесных животных, усилится эрозия почвы и, как следствие, загрязнение Байкала.
Мы составили обращение к председателю Комитета по экологии Госдумы Дмитрию Кобылкину с просьбой не принимать законопроект в таком виде. Вы можете подписать это обращение!
Чем больше нас будет, тем выше вероятность сохранить Байкал и чудесных животных, которые обитают рядом с ним.
Уже 30 лет Гринпис спасает природу России. Так будет и дальше, но теперь нам потребуется больше сил. Без вашей поддержки нам не справиться.