menu Меню
Почему Роспотребнадзор, если есть «Мосэкомониторинг?»
Объясняем, почему именно Роспотребнадзор должен публиковать данные о загрязнении воздуха, чтобы защитить здоровье москвичей
Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги
Василий Яблоков

Василий Яблоков

Руководитель климатического проекта Greenpeace в России. Закончил географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, изучал уникальные экосистемы камчатских вулканов и антропогенное влияние на их состояние. В Greenpeace руководит проектом по повышению осведомленности об истинных причинах, реальных последствиях и возможных решениях климатического кризиса в России. Координировал исследовательские проекты Greenpeace, в том числе применение геоинформационных технологий и космической съёмки для выявления экологических нарушений. Автор интерактивных карт «Чем дышит Москва?» и SOS!ВОЗДУХ.

Мнение эксперта 6 минут 25/10/2018

После того как Greenpeace потребовал от Роспотребнадзора систематически, оперативно и в полном объёме публиковать данные о загрязнении воздуха в онлайн-режиме, нас часто стали спрашивать, чем нас не устраивают данные на сайте «Мосэкомониторинга». Это важный вопрос, на который мы решили ответить подробно.

Во-первых, наше требование к Роспотребнадзору распространяется на все населённые пункты Российской Федерации. Последняя перепись населения показала, что в нашей стране 1 100 городов и 1 286 посёлков городского типа, а «Мосэкомониторинг» измеряет качество воздуха только в Москве. Но и для столицы одного лишь «Мосэкомониторинга» недостаточно.

Карта «Чем дышит Москва?», созданная Greenpeace на основе данных «Мосэкомониторинга»

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы «О создании государственного природоохранного учреждения “Мосэкомониторинг”» от 27 марта 2001 года N 284-ПП основными целями деятельности ГПБУ «Мосэкомониторинг» являются:

  • осуществление государственного экологического мониторинга в городе Москве;
  • обеспечение функционирования и развития Единой системы экологического мониторинга города Москвы;
  • аналитическое сопровождение государственного экологического надзора (контроля);
  • обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

При этом ГПБУ «Мосэкомониторинг» не является государственным органом и на него не распространяется тот круг обязательств и ответственности, которые предусмотрены для органов государственной власти.

«Мосэкомониторинг» просто фиксирует данные о состоянии атмосферного воздуха. Он не обязан информировать население о качестве воздуха, сообщать о превышениях предельно допустимых концентраций веществ в атмосферном воздухе, и, что особенно важно, он не должен предпринимать какие-либо меры по охране атмосферного воздуха или заботится о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, т.е. предупреждать опасные для здоровья концентрации загрязняющих веществ.

В Москве данные о загрязнении воздуха получают с 56-ти автоматических станций контроля загрязнения атмосферы (АСКЗА), эти станций мониторинга расположены во всех округах Москвы

При этом Роспотребнадзор в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» уполномочен:

  • осуществлять надзор и контроль за исполнением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • организовывать и проводить социально-гигиенический мониторинг;
  • осуществлять проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению ими требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, в том числе по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских поселениях, обеспечению соответствия атмосферного воздуха санитарным правилам, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Кроме того, Роспотребнадзор самостоятельно проводит санитарно-гигиенический мониторинг состояния атмосферного воздуха. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» проводит мониторинг на 45 постах.

Greenpeace обращается к Роспотребнадзору, потому что именно это ведомство обязано информировать население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия:

  • есть Административный регламент по информированию о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 г. N 656), который предусматривает, что главные государственные санитарные врачи (их заместители или уполномоченные лица) обязаны информировать население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения по подведомственной им территории;
  • есть Порядок информирования о результатах, полученных при проведении санитарно-гигиенического мониторинга (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5 декабря 2006 г. N 383), которым установлена обязанность информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении санитарно-гигиенического мониторинга.
Акция российского отделения Greenpeace у центрального аппарата Роспотребнадзора

Мы привлекаем внимание к тому факту, что ни Регламент, ни Порядок не уточняют, в каком объёме и в каком формате должно проводится информирование населения о состоянии атмосферного воздуха. Из-за отсутствия чётко определённого, установленного подхода к объёму и качеству информации, граждане не могут полностью реализовать своё законное право на информацию о качестве воздуха и источниках загрязнения.

Кроме того, порядок создания и функционирования системы оперативного информирования о концентрациях загрязняющих веществ в виде онлайн-карты или в каком-либо другом виде не прописаны ни в одном нормативно-правовом акте.

Эксперты Greenpeace убеждены, что Роспотребнадзор, который получает информацию о качестве воздуха, проводя собственный мониторинг, и из других источников, в том числе от Росгидромета, Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и т.д., может предоставлять гражданам информацию о состоянии атмосферного воздуха, наличии наиболее распространённых загрязнителей и их концентрациях, в том числе в долях установленных ПДК в реальном времени и пространственном выражении.

Мы считаем, что Роспотребнадзор должен использовать данные ГПБУ «Мосэкомониторинг» в рамках социально-гигиенического мониторинга в Москве и учитывать опыт «Мосэкомониторинга» по организации инфраструктуры сбора данных о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в автоматическом режиме, близком к реальному времени.

При этом стоит отметить, что у экспертов российского отделения Greenpeace был ряд замечаний к сайту «Мосэкомониторинга».
В частности, усреднённые концентрации загрязняющих веществ сравниваются с предельно допустимой максимальной разовой концентрацией (ПДКмр). Такое сравнение методологически неверно, так как для средних концентраций за сутки и больше принят другой норматив — предельно допустимая среднесуточная концентрация (ПДКсс). Такое сравнение может ввести в заблуждение, что никакие нормативы не превышены даже в тех случаях, когда это не так.

01.11.2018: После данной публикации на сайте «Мосэкомониторинга» эту неточность исправили.

На интерактивной карте на сайте «Мосэкомониторинга» можно увидеть концентрации веществ в долях ПДКмр, но узнать, в какое время дня были сделаны эти измерения, невозможно. В условных обозначениях указаны «низкая», «средняя» и «превышенная концентрация в долях ПДК», но такого норматива также не существует и узнать, что имелось в виду, невозможно.

Также на сайте «Мосэкомониторинга» приведены концентрации сероводорода в неких «долях от критерия ВОЗ» (Всемирной организации здравоохранения) по качеству атмосферного воздуха для Европы при котором могут наблюдаться первые признаки воздействия на здоровье (раздражение глаз). Порог этой концентрации (при которой наблюдается раздражение глаз) составляет 0,15 мг/м³ и осредняется как среднесуточная концентрация.

В России существует официальный норматив предельно допустимой концентрации (ПДК) сероводорода, установленный главным санитарным врачом. Эта ПДК составляет 0,008 мг/м³ и является разовой (то есть по результатам измерений раз в полчаса, не осреднённый показатель за сутки).

ВОЗ рекомендует для избежания жалоб на неприятный запах норматив 0,007 мг/м³ за полчаса. Эта рекомендация практически соответствует официальному российскому ПДК. Неясно, почему создатели сайта не использовали этот норматив напрямую, а указывали некие доли от другого норматива ВОЗ.

Кроме того, в рекомендациях ВОЗ концентрация, при которой наблюдается раздражение глаз (0,15 мг/м³), указана как среднесуточный показатель, а на сайте «Мосэкомониторинга» она сравнивается с результатами измерений раз в полчаса.


Источник — карта «Чем дышит Москва?»

О том, что для защиты здоровья людей в Москве недостаточно сайта «Мосэкомониторинга», также свидетельствует ситуация на прошлой неделе, когда практически по всей Москве «Мосэкомониторинг» зафиксировал опасный уровень загрязнения воздуха. При этом Роспотребнадзор, который должен информировать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке, не опубликовал никакой информации.

Информацию о качестве воздуха, влиянии на здоровье различных групп населения и принятых мерах должен размещать на своих ресурсах именно Роспотребнадзор. Это необходимо для принятия срочных мер по снижению загрязнения воздуха от стационарных и передвижных источников.

чистый воздух

Интересные публикации

Чего Greenpeace ждёт от нового министра?
Новым министром природных ресурсов назначен Александр Козлов. На что ему стоит обратить внимание в первую…
Виолетта Рябко 09/11/2020
Что такое «чёрное небо»
Режим «чёрного неба» или неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) — это период, когда загрязняющие вещества в воздухе городов…
Оксана Илюшина 27/02/2020
Как увидеть загрязнение воздуха
В феврале российское отделение Greenpeace России предложило всем желающим принять участие во флешмобе, который поможет…
Анна Косниковская 21/02/2020
«Вы мне нужны как России меры»
14 февраля активисты поздравили Роспотребнадзор с Днём всех влюблённых и пожелали жителям России чистого воздуха…
Анна Косниковская 16/02/2020
«У нас нет варианта ничего не делать»
Анна Щёкина. Журналист, гражданский активист, мама. Выбирая квартиру, мы с мужем искали экологически чистый район.…
Анна Косниковская 10/02/2020

Инструкции

Как заставить власти сделать воздух чище
В вашем городе трудно дышать? Источники загрязнения воздуха могут быть разными: свалки, заводы, автомагистрали. В…
Константин Фомин 22/04/2019

Previous Next

keyboard_arrow_up