Один из лучших в стране специалистов-практиков в природоохранном и смежном законодательстве. С 1986 по 1998 год активно работал в Дружине Охраны Природы. В 1991–2002 годах был ведущим специалистом в Управлении заповедного дела Минприроды России (Госкомэкология России). С 2000 года активно участвует в тушении природных пожаров, проводит обучающие семинары для инспекторов особо охраняемых природных территорий. Эксперт по особо охраняемым природным территориям, работает в Greenpeace с 2001 года.
Мнение эксперта
4 минуты
06/05/2019
читать и обсуждать наши новости в телеграме
читайте наши новости в телеграме
Нерестоохранные полосы — специальная категория лесов, созданная в 1958 году для сохранения прибрежных зон рек и озёр, в которых нерестятся ценные виды рыб — лососёвые, осетровые и сиговые. Эти леса защищают реки от неблагоприятных последствий промышленных вырубок: смыва почвы в воду, заиливания нерестилищ, сильных весенних паводков и обмеления в летний период.
Только благодаря им ещё сохранены крупнейшие нерестовые реки и важные для коренных народов угодья, которые часто располагаются именно вдоль рек. В районах, где остальные леса были вырублены в эпоху «покорения природы», нерестоохранные полосы стали хранилищами видового разнообразия, а иногда и вовсе — последними участками дикого леса.
Значительная часть нерестоохранных полос — первозданные леса, где никогда не проводилась интенсивная лесозаготовка. Во многих регионах эти полосы — единственные остатки дикой природы вне особо охраняемых природных территорий. И роль этих лесов — не только в сохранении ценных видов рыб, но и в поддержании благоприятной окружающей среды в нашей стране в целом.
Прибрежные леса сохраняют места обитания редких и исчезающих видов, занесённых в международный красный список, Красную книгу РФ и региональные Красные книги. Например, сахалинского тайменя, рыбного филина, чешуйчатого крохаля. Если леса по берегам рек потеряют свой статус и будут сведены, эти уникальные животные лишатся своей среды обитания и в скором времени вымрут. Если защитные леса подвергнут промышленному освоению, популяции таких животных, как бурый медведь и выдра, тоже значительно сократятся.
На сегодняшний день, согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 26 октября 1973 года № 554, а также постановлению от 15 февраля 1979 года № 97, большинство нерестоохранных полос лесов, прилегающих к водным объектам, в ширину достигают одного километра (некоторые — 500 метров и трех километров). Их общая площадь составляет 56,8 млн гектаров — это более 20 % всех защитных лесов и почти 5 % всех лесов России.
Часть площади защитных лесов относится к водоохранным зонам. Но одних лишь узких (от 50 до 200 метров) водоохранных зон недостаточно, чтобы защитить нерестилища от последствий деятельности человека. Кроме того, в отличие от нерестоохранных зон, водоохранные в большинстве случаев должным образом не выделены и не учтены.
В нерестоохранных полосах лесов запрещены сплошные рубки, а также капитальное строительство (за некоторыми исключениями). При этом нерестоохранные полосы продолжают страдать как от выборочных рубок, так и от сплошных «санитарных», которые проводят под видом борьбы с вредителями и болезнями леса, и объёмы этих вырубок постоянно растут.
К сожалению, принятый Федеральный закон № 538-ФЗ от 27 декабря 2018 года, который вступит в силу 1 июля 2019 года, не только не ограничивает промышленные вырубки в нерестоохранных полосах, но и создаёт правовые возможности для значительного сокращения их общей площади — как минимум в пять раз.
Самая сомнительная часть этого закона — новые критерии отнесения лесных участков к категории нерестоохранных полос.
Согласно статье 115 нового закона нерестоохранные полосы лесов — это леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
В настоящее время ширина рыбоохранных зон и списки водных объектов, вдоль которых такие зоны предусмотрены, определены только для шести субъектов Российской Федерации: республик Адыгея и Алтай, Алтайского края, Амурской, Астраханской и Архангельской областей и для озера Байкал. Нерестоохранные полосы в этих регионах должны быть сокращены до размеров рыбоохранных зон. А их ширина, в свою очередь, не превышает 200 метров, единственное исключение — озеро Байкал.
Высока вероятность того, что за пределами рыбоохранных зон леса в действующих сейчас «нерестоохранках» будут переведены в разряд эксплуатационных, где разрешены промышленные сплошные рубки леса площадью до 75 гектаров.
Рыбохозяйственные заповедные зоны (РХЗЗ), упомянутые в законе, могут быть больше по площади, чем рыбоохранные, но пока ни одной рыбохозяйственной зоны на территории страны не создано, и перспективы их создания неясны.
То есть в случае принятия новых критериев выделения нерестоохранных полос, площадь защитных лесов вдоль рек и озёр значительно сократится.
Учитывая нехватку доступной древесины, справедливо предположить, что во многих регионах страны нерестоохранные полосы лесов, утратив защитный статус, в скором времени будут вырублены. В первую очередь это угрожает Архангельской, Кировской и Иркутской областям, Красноярскому краю, республике Коми и субъектам Дальневосточного федерального округа, где леса вне нерестоохранных полос наиболее истощены бесхозяйственным использованием.
Новая «охранная стратегия» нанесёт непоправимый ущерб лесным экосистемам и повлечёт за собой ухудшение качества воды и потерю лососёвых, осетровых, сиговых и других ценных видов рыб. Новый закон — это прямая угроза для продовольственной безопасности страны и сохранения водных ресурсов в целом. Более того, он непосредственно затронет интересы миллионов россиян, занимающихся любительским рыболовством, а также представителей коренных малочисленных народов и людей, ведущих традиционный образ жизни, для которых рыболовство является одним из основных источников пищи. Деградация рек негативно скажется на численности не только особо ценных, но и на многих других видов рыб. Мы не должны этого допустить.
Российское отделение Greenpeace и Всемирный фонд дикой природы (WWF) просят россиян спасти от уничтожения 50 миллионов гектаров лесов вдоль нерестовых рек и озёр.
красная книга лес лесное хозяйство особо охраняемые природные территории